Общая характеристика методов воспитания военнослужащих

Методы воспитания военнослужащих — совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю для достижения

определенных воспитательных целей, формирования и развития высоких мо­рально-боевых и психологических качеств. Глубокое знание и умелое примене­ние методов воспитания позволяет успешно решать задачи по формированию как отдельной личности, так и воинского коллектива.

Особенности применения методов воспитания определяются рядом условий, прежде всего — характером общественных отношений; целя­ми, задачами, закономерностями и принципами воспитания; содержа­нием политических, духовно-нравственных, правовых и других идей, внедряемых в сознание людей.

Воспитание представляет собой поэтапное систематическое воз­действие на личность военнослужащего. Его методы — составная часть этого процесса, инструмент воздействия на сознание, волю и чувства военнослужащих.

Методы воспитания позволяют оказывать непосредственное воз­действие на военнослужащего с целью формирования у него качеств личности, ценностных установок, побуждений, а также подкреплять или корректировать поведение военнослужащего.

Среди них выделяют методы индивидуального (пря­мого) и коллективного (опосредованного, через коллектив) воздейст­вия.

К индивидуальным методам относят убеждение, упражнение, прось­бу, доверие, пример, авансирование личности, требование, эмоцио­нальное воздействие, создание воспитывающих ситуаций, ситуации успеха, критику (самокритику).

Коллективные методы включают соревнование и общественное мнение. Они обеспечивают опосредованное влияние на личность воен­нослужащего путем включения его в систему общественных ценностей и отношений.

К методам стимулирования относят поощрение и принуждение. Они позволяют закрепить поведение военнослужащего, а также ценност­ные установки, которые были сформированы у него в результате про­цесса воспитания. Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и материального стимулирования у военнослужащего по­ложительного поведения, развивает усердие в службе. Принуждение отражает оценку отрицательных действий и поступков, что способст­вует преодолению недисциплинированности, вредных привычек в по­ведении военнослужащих.

Среди методов воспитания также выделяют методы оценки и кор­рекции.

Метод оценки предполагает анализ результатов деятельности и оценку уровня воспитанности. Методы коррекции включают три под­группы. Первая обеспечивает восстановительную функцию воспитательного процесса. В нее входят методы переубеждения, переучивания и «реконструкции характера». Вторая подгруппа выполняет исправи­тельную и компенсирующую функцию воспитательного процесса: ме­тоды «взрыва», разрыва (прекращения) нежелательных контактов. Третья подгруппа реализует корректирующую и прогностическую функции воспитательного процесса. Она состоит из метода критики и самокритики.

Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют уме­лого применения разнообразных методов педагогического воздейст­вия на военнослужащего.

Ни один из них нельзя считать универсальным, который бы решил все воспитательные задачи. Поэтому методы воспитания используют­ся в комплексе как единая система средств, приемов, способов воздей­ствия на личный состав. Способность выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его — истинное проявление педагогического мастерства командира.

Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности военнослужащего и его качеств, требует умелого примене­ния различных методов. Для более полного понимания необходимо рассмотреть некоторые из них более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: