Частные методы и приемы воспитания

Соревнование — помещение военнослужащего в определенные условия, когда он может сравнить свою деятельность с результатами сослужив­цев. Соревнование позволяет активизировать военнослужащих, сплачи­вает коллектив, способствует достижению высоких результатов.

Общественное мнение — побуждение военнослужащих к выраже­нию определенного отношения к поведению военнослужащего, наце­ленное на создание у него внутренней установки к определенному ви­да деятельности.

Создание ситуации успеха — помещение военнослужащего в такие условия, в которых у него в значительной степени повышается эффек­тивность деятельности, в результате чего военнослужащий повышает свой статус, самооценку и т, д.

Доверие заключается в стремлении офицера опереться на положи­тельное в личности военнослужащего. Оно оказывает сильное мораль­ное воздействие на подчиненного. Военнослужащий, почувствовав доверие со стороны командиров и начальников, становится более отзывчивым, требовательным к себе, начинает реагировать на любое моральное воздействие. Используя положительные качества, офицер приобщает подчиненных к активной деятельности, отвечающей его способностям и возможностям. Доверие, оказанное военнослужащему, умножает его силы, порождает стремление непременно оправдать на­дежды командира и коллектива. Основан такой метод на силе психоло­гического эффекта, вызываемого открытым выражением веры в силы и возможности военнослужащего.

Основное содержание метода «реконструкции характера» заклю­чается в выявлении и развитии тех положительных качеств военнослу­жащего, которые можно использовать в перестройке характера, при прогнозировании позитивного поведения личности на основе выяв­ленных качеств, при прогнозировании в процессе видоизменения

отрицательных качеств, которые военнослужащий ложно понимает как позитивные, в положительные (самоуверенность — в уверенность, критиканство — в критичность и др.).

Метод «взрыва» заключается во внезапном раскрытии перед воен­нослужащим содержания его отклонений в поведении от уставных норм в такой форме, которая побудила бы его сделать педагогически и социально целесообразный выбор. Военнослужащему уже очевидна неприглядность своего поведения, что помогает ему искоренить раз­личные отклонения в поведении.

Метод разрыва (прекращения) нежелательных контактов «трудно­го» военнослужащего заключается в перемещении последнего внутри коллектива подразделения, переводе его в другое подразделение, в дру­гую часть.

Метод критики состоит в осуждении поведения или установок воен­нослужащего со стороны с указанием причин и последствий. Критика должна быть конкретной и направлена не на подавле­ние личности военнослужащего, а на оказание ему помощи в выявлении имеющихся недостатков и упущений. Войсковая практика показывает, что наибольший эффект имеет критика с опорой на положительные качества личности.

Метод самокритики связан с осознанием самим военнослужащим имеющихся недостатков и стремлении их исправить.

Таким образом, воспитательный процесс в подразделении (части) дол­жен быть по своей сущности, содержанию и методам адекватным и еди­ным. Реализация методов всеми субъектами воспитания ориентируется на решение собственно воспитательных задач, а также на проникновение во все сферы жизнедеятельности армейской организации для достиже­ния ее социально значимой ценности и оптимального состояния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: