Формы и методы работы офицеров по организации морально-психологического обеспечения готовности личного состава к выполнению боевой задачи

Современный бой - суровое испытание всех физических и духовных сил воинов. От их психологической готовности активно противостоять экстремальным, крайне неблагоприятным для жизни факторам и самоотверженно действовать не поле боя в решающей степени зависит ход и исход любого сражения. В связи с этим крайне важно понимать существо такой готовности, знать источники, пути и способы ее формирования и развития у себя и своих подчиненных.

Поведение воинов на поле боя во многом зависит от условий, в которых им приходится действовать. Так работоспособность, активность военнослужащих в условиях применения противником оружия массового поражения будет иной, чем при использовании обычных средств поражения. Снижение боевого настроения может проявляться при действии подразделений в окружении, выполнении боевых задач в пустыне и тундре, в горах и лесу. То есть в условиях современного боя проявляется ряд факторов, оказывающих отрицательное влияние наповедение и психическое состояние воинов.

Наиболее мощное воздействие оказывает опасность. Ощущение ее может возникать и при отсутствии реальных угроз здоровью или самой жизни человека («мнимая опасность»). И, напротив, при их наличии они могут по различным причинам (отсутствие опыта, отвлечение внимании, дезинформация противника и др.)просто не осознаваться военнослужащим.

При возникновении опасности у человека, как правило, развивается страх, который проявляется или в виде боязни, или испуга, ужаса, паники. Как установлено психологами, страх – вполне полезная приспособительная реакция. С одной стороны, она предупреждает воина о грозящей опасности, с другой – мобилизует все его физические и психические возможности. Однако, после выполнения этих функций страх уже вреден. Потому что может даже парализовать действия, направленные на выживание и выполнение боевой задачи.

Важно уметь отличать страх от трусости - такого поведения воина в бою, которое полностью подчинено страху, цели самосохранения даже в ущерб сослуживцам и выполнению боевой задачи. Поэтому если страх необходимо терпеливо преодолевать, то с трусостью следует бескомпромиссно бороться.

Одним из факторов, влияющих на ход боевых действий, является внезапность. Достижение ее всегда считалось важнейшим условием боевого успеха. Нередко благодаря внезапности возникает паника, нарушается управление войсками, явно преувеличиваются реальная опасность и возможности противника. И такие пагубные последствия чаще всего наступают лишь потому, что кто-то оказался недостаточно бдительным или даже беспечным при выполнении своих служебных обязанностей.

Существенно воздействует на решение боевых задач дефицит информации. Доказано, что отсутствие ее (особенно в экстремальных условиях) порождает у воинов беспокойство, неуверенность, сомнения, тревогу, делает их опасно восприимчивыми к слухам, сплетням, паническим настроениям. В боевой обстановке это чревато серьезными последствиями.

В ходе организации боя необходимо постоянно учитывать интенсивность расходования психических возможностей людей. Ведь бой - это величайшая драма, разыгрывающаяся в душе каждого его участника. И в таком режиме максимального напряжения психика работает на износ, а следовательно, может давать сбои. Ускоренными темпами нарастает усталость, падает работоспособность.

Отсутствие отдыха снижает четкость восприятия воинами боевой обстановки, притупляет их внимание, память, мышление. Так, четверо суток, проведенных без сна, надолго выводят из строя человека даже с самым могучим здоровьем. Поэтому младшие командиры должны постоянно следить за тем, чтобы подчиненные своевременно отдыхали, спали не менее 4 часов в сутки. В то же время надо и каждому военнослужащему овладеть приемами оценки собственного состояния, самочувствия, уровня работоспособности, научится быстро восстанавливать израсходованные силы.

Нарастание и накопление психологических нагрузок может вызывать различные психические расстройства. Среди них: возникновение болезненной чувствительности к звукам, шуму; боязнь закрытого пространства (блиндажей, землянок, боевых машин) или страх покинуть укрытия; боязнь каких-то конкретных источников опасности (танков, самолетов, радиации, снайперов, мин и др.).

Важно понимать, что перечисленные реакции - не проявление трусости, которую можно устранить путем призыва к долгу, нотации или угрозы. Они могут быть вызваны временным нарушением в деятельности нервной и психической систем, которое в критической ситуации может произойти у каждого. Здесь требуется участие, доброжелательность и дружеская помощь командиров и сослуживцев, хороший отдых и полноценный сон.

Таким образом, бой оказывает сильное отрицательное влияние на психику воинов. Для того чтобы выполнить боевую задачу, каждый военнослужащий должен быть в полной мере готов противостоять действию психотравмирующих факторов.

Психологическая готовность к боевым действиям слагается из ряда взаимосвязанных компонентов. Прежде всего это - знания. Не случайно народный разум одну из закономерностей отношения человека к окружающему миру выразил в поговорке: «Чего не знаю, того боюсь!». Воин, готовящийся к бою, должен четко представлять то, какой противник ему противостоит, каковы его боевые возможности, в чем состоит боевая задача подразделения, каковы роль и место самого военнослужащего в бою, порядок и сигналы взаимодействия. Все эти вопросы загодя до автоматизма отрабатываются на импровизированных макетах поля предстоящих боевых действий.

Немаловажно иметь представление о психических феноменах, которые могут наблюдаться как у самого воина, так и у его товарищей на различных этапах выполнения боевой задачи. Например, солдат и сержантов не должны шокировать и выводить из психологического равновесия состояние временной оглушенности, приступы рвоты, учащенное мочеиспускание, расстройства пищеварительной системы, неуемная дрожь, наблюдающиеся в критической обстановке. Эти явления должны рассматриваться только как реакция организма на неблагоприятные условия, а не как симптомы трусости, «слабости характера» и т.п. В противном случае сама ненормальная, сверхкритическая оценка сослуживцами таких реакций военнослужащего способна стать мощным фактором его психотравматизации.

Поведение воина в боевой обстановке во многом определяется его психологическим настроем. Практика показывает, что он, как правило, выше тогда, когда в его основе лежат широкие социальные мотивы (побудительные силы) поведения военнослужащих. Среди таких мотивов наиболее сильными выступает патриотизм, ненависть к врагу, чувство воинского долга, стремление к справедливости и др. Важная роль принадлежит также мотивам коллективизма: уважению принятых в подразделении правил поведения в боевой обстановке, традиций взаимопомощи и взаимовыручки, стремлению внести свой весомый вклад в выполнение боевой задачи, быть полезным и значимым для своих сослуживцев, желанию отомстить за погибших друзей, уважению к своему командиру, вере в его боевую компетентность и др. В тех подразделениях, где между воинами складываются отношения боевого братства, отмечается значительно меньше боевых потерь, практически не бывает пропавших без вести, отсутствуют тяжелые психические расстройства, больше героических поступков, выше боевая эффективность.

Младшим командирам целесообразно использовать эту закономерность в интересах эффективного решения боевых задач. Так, воинам, которые лучше преодолевают отрицательные эмоции до и после боя, на период решения боевых задач дается задание оказывать психологическую поддержку сослуживцам (в первую очередь личным примером активных действий). Они же в период подготовки к бою призваны играть роль «генератора» боевого настроения подразделения. В то же время эмоциональные воины перед боем и после него привлекаются к выполнению несложных, но и не рутинных задач (подготовка техники, вооружения, снаряжения к бою, оборудование боевой позиции и др.). Важно, чтобы они постоянно находились в коллективе, среди людей и не оставались один на один со своими переживаниями.

Активными действиями на поле боя способствуют и личные мотивы - идеалы добра, стремление к уважению, почету, славе, желание проверить свои волевые качества, склонность к риску, чувство мести и др.

Для обеспечения боевой готовности важно также сознание и поддержание в коллективе соответствующего характеру предстоящих боевых действий группового настроения (например, в наступлении - высокого наступательного порыва, в обороне -внутреннего ощущения непреодолимой стойкости и др.), уверенности в собственных силах и победе над врагом

И, конечно же, особый показатель психологической готовности - навыки активных боевых действий. Изучение показывает, что в экстремальной ситуации сознание человека порой нарушается и иногда вводит воина в заблуждение относительно грозящей опасности. В этих условиях именно закрепленные до автоматизма действия обеспечивают уверенность деятельности военнослужащего. Чтобы названная закономерность сработала, необходимо в процессе боевой и психологической подготовки активно накапливать опыт действий в обстановке, максимально приближенной к боевой. Здесь немаловажная роль принадлежит младшим командирам. Именно они призваны знать морально-психологические особенности каждого солдата, видеть реальный уровень их психологической готовности к бою, повседневно формировать у подчиненных прочные навыки действий в сложной обстановке.

«Психологическая готовность воина к бою».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: