Страх занимает главное место среди отрицательных переживаний воина в состоянии стресса. По своему содержанию это переживание проявляется в виде страха смерти, боли, ранения, стать калекой, потери боеспособности и уважения сослуживцев и т.д. По оценкам экспертов, около 99 % военнослужащих испытывают в бою страх, при этом у 20 - 25 % из них он сопровождается тошнотой и рвотой, у 10 - 15 % - неспособностью контролировать функции мочеиспускания и кишечника. Для преодоления этого чувства существуют специальные методы, рассмотрим некоторые из них (см. схему).
Психологические методы борьбы со страхом |
Психолого-педагогические методы |
Воспитание физической выносливости |
Коммуникативные методы |
Дисциплинарные методы |
Дисциплинарные методы преодоления страха построены на вытеснении менее сильных эмоций более сильными (страх наказания со стороны командира и возможность оказаться опозоренным сильнее страха смерти в бою). С древних времен известно, что одно из самых действенных противоядий страху - дисциплина. Античное происхождение имеет афоризм, гласящий: «Воин должен бояться начальника пуще врага».
|
|
Знание психологических особенностей дисциплины боевой деятельности позволяет более конкретно ставить вопрос о формировании методов борьбы со страхом, опираясь на теорию и методику психологической подготовки. Здесь есть несколько возможностей:
- проведение в жизнь принципа сознательности дисциплины;
- опора в укреплении дисциплины на требования к поведению, вытекающие из условий службы и учебы, последовательно приближаемых к обстановке боя;
- использование стрессовых ситуаций, испытания и повышения устойчивости дисциплины;
- применение специальных тренировочно-игровых упражнений попсихологической закалке отдельных компонентов дисциплинированности.
Коммуникативные методы преодоления страха:
- вербальные – доводятся до воeннослужащих мобилизующей информацией, убеждением, внушением, психологическим заражением настроением, шутками, приказами, угрозами и другое;
- визуальные - контакт глазами, одобряющая пантомимика;
-тактильные - прикосновения, пожатие руки, похлопывание по плечу, «встряхивание»;
- эмоциональные - нахождение рядом с подчиненным в трудную минуту, сопереживание, дружеская улыбка;
- деятельностные - личный пример активных и решительных действий, поддержка действиями и огнем, угощение сигаретой, водой и прочее.
Многие морально-психологические качества определяются физиологической выносливостью, закалкой организма военнослужащих. Поэтому необходимо самое серьезное внимание уделять спортивной натренированности солдат и офицеров - воспитанию физической выносливости. Военно-прикладное значение спорта огромно. Особое значение в деле преодоления страха имеют спортивно-боевые единоборства - pyкопашный бой, самбо, бокс, каратэ и т.д.
|
|
Психолого-педагогические методы включают различные формы словесного воздействия. Не нужно забывать, что кроме страха смерти в бою, есть еще и страх ранения. Долг начальника и более опытного сослуживца в этом случае - прийти на помощь молодому солдату.