Психологические механизмы преодоления страха у военнослужащих

Страх занимает главное место среди отрицательных пережива­ний воина в состоянии стресса. По своему содержанию это пере­живание проявляется в виде страха смерти, боли, ранения, стать калекой, потери боеспособности и уважения сослуживцев и т.д. По оценкам экспертов, около 99 % военнослужащих испытывают в бою страх, при этом у 20 - 25 % из них он сопровождается тошнотой и рвотой, у 10 - 15 % - неспособностью контролировать функ­ции мочеиспускания и кишечника. Для преодоления этого чувства существуют специальные методы, рассмотрим некоторые из них (см. схему).

Психологические методы борьбы со страхом
Психолого-педагогические методы
Воспитание физической выносливости
Коммуникативные методы
Дисциплинарные методы


Дисциплинарные методы преодоления страха построены на вытеснении менее сильных эмоций более сильными (страх наказания со стороны командира и возможность оказаться опозоренным сильнее страха смерти в бою). С древних времен известно, что одно из са­мых действенных противоядий страху - дисциплина. Античное происхождение имеет афоризм, гласящий: «Воин должен бояться начальника пуще врага».

Знание психологических особенностей дисциплины боевой деятельности позволяет более конкретно ставить вопрос о формировании методов борьбы со страхом, опираясь на теорию и методику психологической подготовки. Здесь есть несколько возможностей:

- проведение в жизнь принципа сознательности дисциплины;

- опора в укреплении дисциплины на требования к поведению, вытекающие из условий службы и учебы, последовательно прибли­жаемых к обстановке боя;

- использование стрессовых ситуаций, испытания и повышения устойчивости дисциплины;

- применение специальных тренировочно-игровых упражнений попсихологической закалке отдельных компонентов дисциплинированности.

Коммуникативные методы преодоления страха:

- вербальные – доводятся до воeннослужащих мобилизующей информацией, убеждением, внушением, психологическим заражением настроением, шутками, приказами, уг­розами и другое;

- визуальные - контакт глазами, одобряющая пантомимика;

-тактильные - прикосновения, пожатие руки, похлопывание по плечу, «встряхивание»;

- эмоциональные - нахождение рядом с подчиненным в трудную минуту, сопереживание, дружеская улыбка;

- деятельностные - личный пример активных и решительных действий, поддержка действиями и огнем, угощение сигаретой, водой и прочее.

Многие морально-психологи­ческие качества определяются физиологической выносливостью, закалкой организма военнослу­жащих. Поэтому необходимо са­мое серьезное внимание уделять спортивной натренированности солдат и офицеров - воспитанию физической выносливости. Воен­но-прикладное значение спорта огромно. Особое значение в деле преодоления страха имеют спортивно-боевые единоборства - pyкопашный бой, самбо, бокс, каратэ и т.д.

Психолого-педагогические методы включают различные формы словесного воздействия. Не нуж­но забывать, что кроме страха смерти в бою, есть еще и страх ра­нения. Долг начальника и более опытного сослуживца в этом слу­чае - прийти на помощь молодому солдату.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: