Тема 4.2. Соотносимость ценностей с потребностями человека

Обусловленность возникновения ценностей потребностями человека отмечается во многих аксиологических теориях.

Многообразие потребностей человека в определенной мере определяет многообразие ценностей, регулирующих все разновидности отношений человека с миром, позволяющие удовлетворить эти потребности, поэтому мы можем говорить о наличии у каждого человека целого комплекса ценностей, соотносимого с потребностями человека. В то же время этот комплекс ценностей не тождествен комплексу потребностей человека, так как некоторые формы отношений, стремление к которым фиксируется ценностями, могут обеспечивать реализацию различных потребностей человека. Таким образом, соотнесение комплекса ценностей с комплексом потребностей человека может быть представлено только через выделение некой инвариантной структуры системы ценностей, отражающей только то, что является общим для всех людей. Потребности же людей весьма разнообразны, а общими для всех могут выступать только базовые потребности человека.

Впервые базовые потребности человека были выделены А. Маслоу, который считал, что «рассматриваемые потребности связаны с основополагающей структурой самого человеческого организма, что сюда включена некая генетическая основа, сколь слаба бы она ни была» (38, с. 31). В числе базовых потребностей человека Маслоу назвал следующие: 1) физические (органические) потребности (голод, жажда, половое влечение и др.); 2) потребности в безопасности (чувствовать себя защищеным, избавиться от страха, неудач, от агрессивности); 3) потребности в принадлежности любви (принадлежать общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым); 4) потребности уважения (почитания) (компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет); 5) познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать); 6) эстетические потребности (гармония, порядок, симметрия, красота); 7) потребность в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности). Согласно концепции становления потребностей А. Маслоу, возникновение потребностей происходит последовательно, при условии удовлетворения потребностей низшего уровня. Эта позиция была подвергнута критике. В результате исследований, проведенных в рамках теории современного гуманизма, такими учеными как К. Роджерс, Т. Паттерсон, Муштакас, Экслайн и др. были выявлены и другие базовые потребности человека: потребность во взаимодействии с другими людьми, потребность в автономии, независимости, потребность в конструктивном взаимодействии с другими людьми. Также было пересмотрено отношение к потребности в самоактуализации. К. Роджерс по этому поводу писал о том, что самоактуализация человека является целью жизни, но не единственным смыслом. Смысл жизни придается другими потребностями, в удовлетворении которых человек стремится самоактуализироваться (53, с. 22).


МОДЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Потребности 3 уровня
 
ПОТРЕБНОСТЬ В ГАРМОНИЧНОЙ ФОРМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДРУГИМИ ОБЪЕКТАМИ МИРА (ЛЮДЬМИ, ПРИРОДОЙ, КУЛЬТУРОЙ) или ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Потребности 2 уровня
Потребность в форме отношений с миром, обеспечивающей автономность, независимость человека     Потребность в форме отношений с миром, обеспечивающей возможность установления отношений с самим собой, с другими людьми, с природой, с культурой
Потребности 1 уровня
физиологичес-кие потребности потребности в безопасности потребности в принадлежности и любви потребности уважения познавательные потребности эстетические потребности
           

(фон модели означает, что формирование и реализация потребностей осуществляется посредством культуры)

Базовые потребности следует отличать от предметно-определенных, социокультурных потребностей человека. Они рамочно определяют направленность активности человека, обеспечивая выживание его как организма. Предметную определенность каждая базовая потребность человека получает только при развитии этого человека в культурной среде. Эта закономерность отражена на рисунке 1.

Такой подход делает очевидным, что потребность в самоактуализации может выступать целью в жизни постольку, поскольку она выделена в качестве таковой культурой. В то же время, если ее рассматривать основной целью развития человека, то она замыкает человека на самом себе, и на ней все заканчивается. М. Бубер считает, что хотя людям надо начинать с поиска себя, они не должны заканчивать этот поиск на себе. Необходимо начинать с себя, с тем, чтобы забыть себя и раствориться в мире; мы понимаем себя, чтобы не быть все время занятыми самим собой (82, с. 429). В. Франкл также полагает, что не следует делать акцент на самоактуализации: «Человек возвращается и занимается собой, только если у него нет смысла жизни. Идеализация самовыражения, если она является целью, делает невозможным существование значимых отношений. Основным в отношениях любви является не свободное самовыражение, а выход за себя и любовь бытия другого» (83, с. 186, 187).

Потребность человека в конструктивной форме взаимодействия с другими людьми, выделенная в рамках теории современного гуманизма, с позиций нашего исследования предстает как потребность человека в гармоничной форме взаимодействия не только с людьми, а со всем миром, включая в него и самого себя. При этом обеспечивается сохранение автономности, независимости человека. Потребность человека в гармоничной форме взаимодействия с действительностью может быть отождествлена с потребностью человека в самоактуализации. Если не произвести такого отождествления, то выделение потребности в самоактуализации как системообразующей приводит к появлению ценностной ориентации либо на беспощадное использование всего существующего для реализации целей человека, либо на выделение (удаление) самого себя из мира. Если же прийти к выводу, что самоактуализация человека заключается в гармоничном взаимодействии человека с любым другим объектом мира при удовлетворении его остальных базовых потребностей (физиологических, в безопасности, общности, уважении, познавательных и эстетических), то мы приходим к пониманию механизма возникновения ценностной ориентации на отношение любви как таковое. Во втором случае самоактуализация предстает как актуализация открытости человека миру – главного сущностного качества Человека как такового.

Уровневое расположение базовых потребностей человека, соотносимо со слоями бытия вообще и отражает встроенность человека в общую структуру мира. Потребности первого уровня – это потребности витального уровня, которые, пусть в простейшей форме, обнаруживаются и у высокоорганизованных животных. Потребности второго уровня задают нижнюю рамку социально-культурной формы удовлетворения потребностей, свойственной человеку. Развитая социо-культурная форма удовлетворения потребностей человека соответствует 3 уровню и может быть достигнута только в результате освоения человеком всех уровней культуры по мере осознания человеком своей уникальности и универсальности. Эта форма удовлетворения потребностей предстает как потребность человека в конструктивной форме взаимодействия с миром, которую можно рассматривать и как его потребность в отношении любви как в таковом. Соотнесение Любви как таковой (или отношения любви как такового) с самоактуализацией человека мы можем обнаружить в исследованиях самого А. Маслоу, который пишет о том, что самоактуализация предполагает любовь и «любящее восприятие» (38, с. 25, 56, 92). Говоря о ценностях, он обозначает их через категорию любви, говоря о «любви к красоте», о «любви к хорошим людям» и т.п. (38, с.47).

У людей одни потребности не могут существовать без других: первая группа определяет общее содержание, вторая - культурно-опосредованную форму потребностей. Социально-культурная определенность базовых потребностей связывается уже с характеристиками предметностей мира, выделяемых соответствующими культурными средствами.

Развитие человека в процессе филогенеза демонстрирует, как сменяются культурно-опосредованные формы удовлетворения базовых потребностей человека. На смену чисто орудийной форме отношений приходят формы, предварительно выстраиваемые человеком мысленно. Причем, при построении образа будущих отношений сначала в сознании человек ориентируется на социально-значимое, а затем на личностно-значимое. В настоящее время происходит постепенное выделение форм отношений, ориентированных на родовое значимое.

Основные формы отношений человека с миром, составляющие его базовые потребности, стали основанием выделения основных ценностных ориентаций. Базовые потребности в основных формах отношений с миром фиксируют потребность человека в его автономности или независимости, потребность во всех объектах мира, и потребность в конструктивной форме взаимодействия между собой и миром. Преобладание одной из этих потребностей, устанавливаемое посредством иерархических связей в системах личностных ценностей, приводит к акцентированию в ценности значимости одной из сторон отношений человека с миром. Это проявляется в ценностной ориентации.

Соотнесение ценностей с базовыми потребностями человека позволяет выделить основные направления воспитания и сформулировать содержание конечных целей в каждом направлении.

Каждое направление воспитания, выделяемое культурой с незапамятных времен: нравственное, интеллектуальное, трудовое, физическое и т.п., обеспечивает культурное упорядочивание жизненных влечений человека, которые определяются одной из его базовых потребностей первого уровня и базовыми потребностями третьего уровня. Например, ценностные основы отношений, определяемые одновременно потребностями людей друг в друге, потребностью в автономности и потребностью в гармоничном взаимодействии культурно формируются в рамках нравственного воспитания. Ценностные основы отношений, определяемые потребностями людей в познании и в гармоничном взаимодействии с миром (предполагающем и сохранение автономии и удовлетворении потребности в другом), формируются через интеллектуальное воспитание. Определенные ценностные ориентации проявляются в каждой модификации системы ценностей, соотносимой с определенным направлением воспитания. Они задаются системообразующей ценностью, которая упорядочивает отдельные отношения человека, направленные на удовлетворение соответствующей направлению воспитания базовой потребности, задавая им общую направленность. Так, системоообразующей ценностью нравственного воспитания является стремление к Добру, интеллектуального – стремление к Истине, эстетического – стремление к Красоте. Эти ценности и выступают эталонами в аксиологическом отношении, которое может рассматриваться как средство реализации целей воспитания. Объединяющей все отдельные группы ценностей в систему, а, следовательно, и направления воспитания является стремление к отношению Любви как таковому, или к Любви как таковой. Основанием для такого вывода служит позиция, принятая многими русскими философами, которую весьма четко выразил В. Соловьев: «… Всякое внутреннее единство, всякое изнутри идущее соединение многих есть любовь (в том широком смысле, в котором это понятие совпадает с понятием лада, гармонии, и мира или мiра, космоса). В этом смысле благо, истина и красота являются лишь различными образами любви. Но эти три идеи и соответствующие им три способа бытия не в одинаковой степени представляют собой внутреннее единство. <... > Воля блага есть любовь в своей внутренней сущности или первоначальный источник любви. Благо есть единство всего или всех, т.е. любовь как желаемое, т.е. как любимое, - следовательно, здесь мы имеем любовь в особенном и преимущественном смысле как идею идей: это есть единство существенное. Истина есть та же любовь, т.е. единство всего, но уже как объективно представляемое это есть единство идеальное. Наконец красота есть та же любовь (т.е. единство всех), но как проявленная и ощутимая: это есть единство реальное. Другими словами, благо есть единство в положительной возможности, силе или мощи…, Истина есть то же единство как необходимое, и красота – оно же как действительное. Чтобы выразить отношение этих терминов в кратких словах, мы можем сказать, что абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Три идеи или три всеобщие единства, будучи лишь различными сторонами или положениями одного и того же, образуют вместе в своем взаимном проникновении новое конкретное единство, представляющее полное осуществление божественного содержания, всецелость абсолютной сущности, реализацию Бога как всеединого, в «котором обитает вся полнота Божества телесно» (59, с. 127).

Итак, соотнесение личностных ценностей с потребностями человека позволяет сделать следующий вывод: ценности представляют собой социо-культурные потребности человека. То есть, потребности человека существуют только как социо-культурные и представлены в форме личностных ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: