Модель содержания личностного опыта на основных этапах его развития

Освоенные средства и способы деятельности целостная картина мира система личностных ценностей
Основные культурные средства Основные группы культурных средств Предметности мира Личностные ценности
орудия материальные П-1 - мир, представленный материальными предметами, их качествами и свойствами Ценности индивидуально- полезного
Общие представления Нормы поведения и деятельности, описанные на уровне общих представлений (правила), символы П-2 – мир, представленный нормами поведения и деятельности, описанными на уровне общих представлений, символами Ценности социально-значимого
Понятия, категории Теории, идеи, парадигмы П-3 – мир, представленный посредством теорий, идей, парадигм Ценности личностно-значимого
Категории «Ничто» и «Все» Комплекс всех культурных средств П-4 – мир в его целостности (в единстве всех предметностей) Ценности родового значимого (универсально значимого)

Направленность развития ценностного мира человека всегда задается общественными ценностями[2], а точнее, знаниями о тех ценностях, которые признаются общезначимыми для какой-либо общности. Знания об общественных ценностях включаются в различную деятельность детей, как и любые другие знания. Люди, общающиеся с детьми, средства массовой информации, воздействующие на них, постоянно сообщают о том, что значимо для других людей в первую очередь для того, чтобы они задумывались: «Почему это значимо для других?», «Может ли быть оно значимым для меня?», «Если нет, то почему? и т.п. В этом заключается воспитывающая функция общества.

Как правило, знания об общественных ценностях – это знания о таких ценностных системах, которые включают только конечный этап становления системы ценностей, представляющийся наилучшим для какой-либо социальной общности. В современном обществе чаще всего детям сообщается о ценностях, характерных для потребительских отношений. Реализация таких ценностей воспитанных в людях, приводит к безграничному обогащению очень маленькой группы людей, получивших доступ к власти, к средствам массовой информации. Ценностная ориентация на потребление материальных благ, на альтернативность, которая выражается в формируемом у людей стремлении быть не таким как все, якобы для подтверждения своей уникальности, приостанавливает развитие ценностного мира человека, т.е. держит его в рамках очень узкой сферы культурных возможностей, незаметно лишает его человеческой свободы.

Стихийно складывающимся воспитательным воздействиям можно противопоставить только целенаправленное, т.е. педагогическое воспитательное воздействие. Оптимальным вариантом является система воспитания, в которой общая направленность развития ценностного мира человека задается структурно-генетической моделью ценностного мира человека. Эта модель отражает основные качества систем ценностей, возникающие на основных общих для всех людей этапах развития личностной системы ценностей, которая представлена последовательно возникающими, взаимосвязанными и взаимосогласованными основными типами систем ценностей.

Ориентированность воспитания на структурно-генетическую модель ценностного мира человека позволяет организовать воспитание с учетом национальных, религиозных и др. традиций того социума, в котором ребенок воспитывается. Знания об общественных ценностях встраиваются в систему целей воспитания, инвариантную структуру которой задает структурно-генетическая модель ценностного мира человека, но при этом выдерживается общая направленность воспитания на воспитания стремления человека к установлению отношения любви, на отношение согласия на основе диалога с другими людьми.

Как элемент личностного опыта ценностный мир человека развивается в процессе его социо-культурного развития. Это значит, что качества личностных ценностей на каждом общем этапе развития личностного опыта человека должны определяться качествами его личностной культуры, возникновение которой характеризует основные этапы этого процесса.

Личностный опыт – это процесс и результат проживания человеком усваеваемой и осваиваемой общественной культуры. Проживание сопровождается переживаниями в процессе и результате которых устанавливается личностное отношение человека «Я – Мир». Освоенная общественная культура становиться личностно отнесенной, то есть личностной, субъектной, индивидуальной и обогащается за счет создания человеком на её основе новых форм отношений, которые также входят с содержание личностного опыта. Конечный результат развития личностного опыта человека как целостности описывается через общую образовательную цель.

Личностный опыт, обладающий качествами, которые возникают как результаты промежуточных и конечного этапов социально-культурного развития человека, обозначается через категорию «личностная культура».

Личностная культура – это личностный опыт, воспроизводимый в условиях самостоятельно принимаемых решений. Основные этапы развития личностного опыта представлены различными типами личностной культуры: 1) базис личностной культуры, 2) общая личностная культура, 3) личностная культура индивидуального уровня, 4) универсальная личностная культура.

Базис личностной культуры – это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью в ближайшем окружении (самим собой, с другими людьми, с природой, и с рукотворным миром), опираясь на представления.

Общая личностная культура – это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью, опираясь на систему понятий и категорий, выработанные общественным опытом и усвоенные человеком.

Личностная культура индивидуального уровня – это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью, опираясь на уникальную систему понятий и категорий, сложившуюся в сознании индивида.


Универсальная личностная культура – это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью, опираясь на гармоничное использование всех основных групп культурных средств: орудий, представлений, понятий и категорий.

Таким образом, воспитание определенных личностных ценностей, как стремления детей к чему-либо, переживаемому ими как значимое само по себе, должно сопровождаться их обучением, обеспечивающим развитие у детей способности к адекватной реализации собственных ценностей. Такая способность детей и проявляется как их личностная культура.

Обязательным условием правильного развития ценностного мира человека выступает ориентация социокультурных воспитательных воздействий не только на этап ближайшего развития ценностного мира человека, но и на результат, возникающий на последнем этапе этого процесса. То есть, правильным можно назвать такое развитие, которое содержит в самом себе возможность достижения конечного этапа этого процесса.

Развитие ценностного мира человека характеризуется сначала возникновением ценностей индивидуально-полезного, а затем ценностей социально-значимого уровня общих представлений и т.п. Вместе с этим общая направленность развития ценностного мира человека задается возможностью возникновения ценности родового значимого, которая обеспечивает преодоление ценностной состязательности между людьми – обязательного условия их мирного сосуществования. Поэтому, создание социально-культурных условий развития ценностного мира человека должно базироваться на знаниях о всех этапах этого процесса.

Ценностная состязательность рассматривается как противоречивость, порождаемая действиями субъектов (как индивидов, так и социальных общностей), направленными на то, чтобы превзойти друг друга с целью доказательства преимущества своей системы ценностей. Она является одной из форм поддержания значимости ценностей индивидов и социальных общностей, возникающей на каждом этапе развития ценностного мира человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: