Понятие о ловкости и гибкости: физиологические механизмы и закономерности их развития

Ловкость и гибкость относят к числу основных физических качеств. Ловкость достаточно хорошо развивается в процессе индивидуальной жизни человека, в том числе при спортивной тренировке. В противоположность этому гибкость находится под значительным генетическим контролем и требуется тщательный отбор и раннее ее развитие в онтогенезе.

Качество ловкости представляет собой сложный комплекс способностей.

Ловкостью считают:

1) способность создавать новые двигательные акты и двигательные навыки;

2) быстро переключаться с одного движения на другое при изменении ситуации;

3) выполнять сложно координационные движения.

Под ловкостью понимают определенные творческие способности человека незамедлительно формировать двигательное поведение в новых, необычных условиях, а также их координационные возможности.

Критериями ловкости являются: координационная сложность, точность движения и быстрое их выполнение.

Для развития ловкости в процессе тренировки требуется варьировать различными условиями, выполняя одни и те же двигательные действия, использовать срочную дополнительную информацию о результате движений, быстрее принимать решение в условиях дефицита времени.

Гибкость – это способность человека совершать движения в суставах с большой амплитудой, т.е. суставная подвижность.

Гибкость зависит от способности к управлению двигательным аппаратом и его морфофункциональными особенностями (вязкостью мышц, эластичностью связочного аппарата, состоянием межпозвоночных дисков).

Гибкость улучшается при разогревании мышц и ухудшается на холоде; снижается в сонном состоянии и при утомлении. Величина гибкости минимальна утром и максимальна к середине дня (12-17 часов). Во время предстартового возбуждения повышается ЧСС и происходит улучшение гибкости. В результате разминки нарастает кровоток через мышцы и происходит их разогревание.

Различают:

1) активную гибкость − при произвольных движениях в суставах

2) пассивную гибкость – при растяжениях мышц с помощью внешней силы.

Пассивная гибкость превышает активную гибкость. У женщин мышечно-связочный аппарат обладает большей гибкостью по сравнению с мужчинами, им легче осваивать многие сложные упражнения на гибкость (например, поперечный шпагат). У лиц зрелого и пожилого возраста раньше всего снижается гибкость позвоночника, а гибкость пальцев и кистей сохраняется дольше всего.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие физические качества Вам известны?

2. Что такое сила мышц?

3. Что такое абсолютная и относительная сила мышц? Каким способом они измеряются?

4. Что такое взрывная сила? В основе каких физических качеств она лежит?

5. Что такое градиент силы?

6. Каковы физиологические механизмы развития силы Вам известны?

7. Что такое дефицит мышечный силы? От чего зависит его величина?

8. Что такое быстрота?

9. Что относят к элементарным формам быстроты?

10. Что такое время двигательной реакции? Какими факторами она определяется?

11. Перечислите факторы, от которых зависит быстрота.

12. Что такое пропускная способность мозга?

13. Что такое экстраполяция? Какое значение она имеет в спортивной деятельности?

14. Какими механизмами обусловлен рост быстроты в процессе спортивной тренировки?

15. Что такое стабилизация скорости движений? Каким образом ее можно преодолеть?

16. Что такое выносливость? В каких видах спорта она проявляется?

17. Какие формы проявления выносливости Вам известны?

18. Что такое аэробная мощность и аэробная емкость?

19. Резервами увеличения общей выносливости в отношении дыхательной системыявляются: ……

20. В отношении сердечнососудистой системы резервами повышения общей выносливости являются:…..

21. Факторами, определяющими общую выносливость в отношении нервной системы, являются:….

22. От чего зависит силовая выносливость спортсмена?

23. Что такое ловкость? Перечислите ее критерии.

24. Что такое гибкость?

25. Чем отличается активная гибкость от пассивной?

26. Как гибкость зависит от пола? Возраста?

Рекомендуемая литература:

1. Верхошанский Ю.В. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития / Ю.В.Верхошанский.– М., 1989.– 235 с.

2. Дубровский В. И. Спортивная физиология / В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2005. – 605 с.

3. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос, 2002.– 480 с.

4. Физическая культура студента / под ред. В.И. Ильинича.− М.: Гардарики, 2005. – 447 с.

5. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности; пер. с англ./ Дж.Х.Уилмор, Д.Л.Костилл.− Киев: Олимпийская литература, 1997. – 628 с.

ЛЕКЦИЯ 7

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

План:

1. Образование двигатель­ных умений и навыков.

2. Стадии формирования двигательных навыков.

3. Физиологические основы совершенствования двигательного навыка.

4. Устойчивость навыка и длительность его сохранения.

1.Образование двигатель­ных умений и навыков

Основу технического мастерства спортсменов составляют двигательные умения и навыки, формирующиеся в процессе тренировки.

Двигательные умения – это способность на моторном уровне справляться с новыми задачами.

Двигательные навыки – это новая система двигательных действий, вырабатываемая по механизму условных рефлексов (образование временных связей) в результате систематической двигательной деятельности.

Основными методами исследования двигательных навыков являются методы:

1) описывающие внешнюю структуру движе­ний (кино-, фото-, видео-, телесъемки движений, тензометрия, динамометрия, гониометрия и др.)

2) внутреннюю их структуру (электроэнце­фалография, электромиография и др.).

Любые навыки – бытовые, профессиональные, спортивные – не являются врожденными движениями− они приобретены в ходе ин­дивидуального развития человека, т.е. являются условно-рефлекторными реакциями.

В формировании новых двигательных навыков большое значение имеют временные связи высших порядков, формирующиеся на базе первой и второй сигнальных системах, поэтому обучение различным навыкам всегда осуществляется путем не только показа, но и словесного объяснения.

В основе формирования двигательного навыка лежит образование временных связей, способствующих более эффективно обеспечивать движения функциями вегетативных органов, т.е. в основе двигательного навыка лежат его двигательные и вегетативные компоненты.

Вегетативные компоненты навыков, связанные с регуляцией функции кровообращения, дыхания и т.д. Двигательные компоненты навыков связаны непосредственно с работой мышц.

Двигательные и вегетативные компоненты двигательного навыка формируются не одновременно. В навыках с относительно простыми движениями (например, в беге, ходьбе на лыжах) раньше формируются двигательные компоненты, а в навыках со сложными движениями (например, в гимнастике, борьбе, спортивных играх) – вегетативные компоненты.

При временном прекращении тренировок двигательные функции изменяются быстро, а вегетативные еще длительное время функционируют. При длительных же перерывах (месяцы и в особенности годы) вегетативные компоненты навыка, в отличие от двигательных компонентов угасают полностью.

Любой произвольной деятельности человека (выполнению движения) предшествует сложный процесс ее организации или формирования конкретной функциональной системы (теория о ней была создана П.К. Анохиным ). У человека функциональная система состоит из пяти блоков:

А – блок афферентного синтеза,

Б – блок принятия решения,

В – блок составления программы действия (или деятельности в целом),

Г – блок исполнения и получения результата,

Д – блок обратной связи (обратной афферентации), поставляющей информацию о результатах совершенного действия.

Таким образом, началу двигательной деятельности предшествует стадия афферентного синтеза, в процессе которой решается три вопроса: Что делать? Как делать? Когда делать? Первоначально происходит восприятие,отбор и тщательная обработка информации о состоянии внешней и внутренней среды. Большое значение при этом имеют теоретические знания, прошлый опыт решения подобных двигательных задач, объективность оценки обстановки и собственных возможностей. На основе синтеза этой информации принимается решение, т.е. окончательный выбор только одной конкретной программы двигательной деятельности, наиболее соответствующей данным условиям и максимально способствующей достижению цели.

Одновременно с принятием решения формируется акцептор результатов действия. Далее создается модель будущего движения - составление программы действия. Затем наступает стадия эфферентного синтеза, во время которой двигательные и вегетативные функции объединяются в единое целое. После ее окончания начинается собственно двигательная деятельность.

Во время двигательной деятельности постоянно происходит сопоставление (сличение) сигналов о достигнутых результатах с созданной на стадии афферентного синтеза моделью движений. Если они не совпадают, то в программу вносятся коррективы до тех пор, пока она не обеспечит достижение цели. Все поправки в программу вносятся благодаря обратной афферентации.

Например, лыжнику предстоит спуститься с горы. Цель – затратить как можно меньше времени на спуск. При помощи органов чувств он оценивает крутизну склона и его рельеф, получает информацию о наличии и характере препятствий, о скорости и направлении ветра, скольжении и т.д. Информация от рецепторов внутренних органов и проприорецепторов позволяет ему оценить функциональные возможности собственного организма. На основе этих оценок он выбирает наиболее эффективную программу действий: намечает направление и скорость движения, принимает рациональную стойку и т.п.

В формировании программы действия принимает участие комплекс нейронов, который располагается на разных уровнях нервной системы. Становясь доминантой (господствующим очагом возбуждения в ЦНС) он подавляет деятельность посторонних нервных центров и лишних скелетных мышц. В результате движения выполняются более экономно, при включении самых необходимых мышечных групп и лишь в моменты, необходимые для осуществления действия. Порядок их возбуждения закрепляется в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов, образуя двигательный динамический стереотип. Каждый предшествующий двигательный акт в этой системе запускает следующий.

Динамический стереотип является характерным только для тех навыков, в которых эта последовательность может протекать по определенному стан­дарту (циклические упражнения). При формировании навыков в еди­ноборствах (боксе, фехтовании, борьбе), спортивных играх (фут­боле, хоккее, баскетболе и др.), т.е. в ациклических упражнениях динамический стереотип не образуется.

Двигательная деятельность человека характеризуется большой вариативностью. Значительная часть двигательных актов новой структуры благодаря высокой пластичности ЦНС осуществляется путем экстраполяции.

Экстраполяция − это способность нервной системы на осно­вании имеющегося опыта адекватно решать вновь возникающие двигательные задачи.

Формы экстраполяции разнообразны. Они имеют отно­шение к разным сторонам двигательной деятельности, в том числе к связанным с правильной оценкой создавшейся ситуации и определением тактики действий, программированием характера и формы предстоящих движений и т.д.

Способность человека к экстраполяции при овладении двига­тельными актами лишь в небольшой степени обусловлена наслед­ственной информацией. Основное значение имеет формирование временных связей. При однообразном выполнении двигательных актов возможности к экстраполяции суживаются, при разнообразии же их — расширяются. Поэтому тренировка не только в спортивных играх и единоборствах, но и в циклических движениях должна проводиться с различной скоростью и длительностью передвижений, с разным весом отягощений и т. д.

Диапазон экстраполяции всегда несколько ограничен. Так, на­выки, которыми обладает футболист, не могут быть использованы для выполнения путем экстраполяции приемов борца или боксера и наоборот. Поэтому экстраполяцию необходимо учитывать при подборе комплекса подготовительных упражнений.

Развитие у спортсмена способности к экстраполяции позволяет ему лучше бороться с действием сбивающих факторов и в случае невозможности осуществить движение или какую-либо его фазу по ранее заученной программе создавать новую внешнюю или внут­реннюю структуру деятельности мышц, адекватную решаемой дви­гательной задаче.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: