Двигательные навыки недостаточно постоянны в начале образования, но в дальнейшем они становятся более стойкими. Простые двигательные навыки более стойки и прочны, чем сложные, поэтому даже высококвалифицированному спортсмену трудно при повторениях сложных движений каждый раз показывать свои лучшие результаты.
При развитии утомления надежность навыка поддерживается путем мобилизации функциональных резервов мозга, которая на начальной стадии утомления полезна, так как способствует адаптации нервной системы к нагрузке и сохранению навыка. При глубоком же утомлении система управления движениями разрушается и навык теряется.
При действии различных сбивающих факторов, сопровождающих соревновательную деятельность спортсмена (внешних помех, эмоционального стресса, резких изменениях гомеостаза и др.), происходят нарушения двигательных навыков и потеря их автоматизации, т.е. дезавтоматизация. Эти явления больше выражены у менее подготовленных спортсменов, недостаточно упрочивших демонстрируемые навыки, у юных спортсменов, у лиц, обладающих нестабильностью нервных процессов и повышенной возбудимостью, при низком уровне общей и специальной работоспособности.
К основным факторам, снижающим устойчивость навыка, относятся:
1) Ухудшение общего состояния нервной системы (утомление, заболевание и т.д.).
2) Развитие гипоксии (кислородного голодания).
3) Недостаточная адаптация при значительном изменении поясного времени.
4) Неуверенность в себе при сильных противниках.
5) Тип ВНД.
6) Длительные перерывы в тренировках.
При перерывах в тренировке могут сохраняться основные черты навыка, последовательность его фаз, но теряется способность эффективного выполнения тонких его элементов, утрачиваются самые сложные элементы навыка, а также вегетативные его компоненты. Наиболее сложные двигательные компоненты могут ухудшаться даже при перерывах в несколько дней. Еще больше они страдают при длительных перерывах (недели, месяцы). Поэтому для достижения высоких результатов тренировка должна быть систематической, без длительных перерывов. Вместе с тем более грубые компоненты навыка могут сохраняться месяцами, годами и десятилетиями. Например, человек, научившийся плавать, кататься на коньках, ездить на велосипеде сохраняет эти навыки в упрощенном виде даже после весьма больших перерывов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое двигательные умения?
2. Что такое двигательные навыки?
3. Что лежит в основе формирования двигательного навыка?
4. Какие компоненты двигательного навыка Вам известны? Какие из них более стойкие?
5. Перечислите и охарактеризуйте блоки из которых формируется функциональная система (по П.К.Анохину).
6. Что такое доминантный очаг возбуждения?
7. Как формируется двигательный динамический стереотип?
8. Что такое экстраполяция? Какую роль она играет в спорте?
9. Перечислите и охарактеризуйте стадии формирования двигательного навыка.
10. Почему в процессе формирования двигательного навыка большое значение имеет речевая регуляция движений?
11. Перечислите факторы, снижающие устойчивость навыка.
Рекомендуемая литература:
1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К.Анохин. – М.: Медицина, 1975.– 182 с.
2. Дубровский В.И. Спортивная медицина / В.И.Дубровский. – М.: Владос, 1998. – 408 с.
3. Орлов Р.С. Нормальная физиология / Р.С.Орлов, А.Д.Ноздрачев. – М.: ГЭОРАТ-Медиа, 2005.– 296 с.
4. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб.− М.: Тера-спорт, Олимпия Пресс, 2005.− 528 с.