В процессе тренировки происходит постоянное сличение созданной модели навыка и реальных результатов его выполнения: информация, поступающая в нервные центры по ходу движения, используется для сравнения полученного результата с имеющимся эталоном. При их несовпадении в мозговых аппаратах сравнения (лобных долях, промежуточном мозге) возникают импульсы рассогласования и в программу вносятся поправки, коррекции.
При кратковременных движениях (прыжках, бросках, метаниях, ударах) рабочие фазы настолько малы (сотые и тысячные доли секунды), что сенсорные коррекции по ходу движения вносить невозможно. В этих случаях вся программа действия должна быть готова до начала двигательного акта, а поправки могут вноситься лишь при его повторениях.
Процесс обучения навыку ускоряется при дополнительной информации об успешности выполнения упражнения– указания тренера, просмотр кинокадров, видеофильмов и др.
Особенно ценной для обучаемого является срочная информация, поступающая непосредственно в периоде выполнения упражнения или при повторных попытках. С помощью дополнительной срочной информации можно сообщать спортсмену такие параметры движений, которые им не осознаются и, следовательно, не могут произвольно контролироваться.
Для усиления мышечных ощущений при освоении сложных упражнений используют различные тренажеры.
Особое значение в процессе формирования двигательного навыка имеет речевая регуляция движений (словесные указания педагога, внутренняя речь обучаемого). В высших отделах мозга человека обнаружены специальные «командные» нейроны, которые реагируют на словесные приказы и запускают нужные действия.
Наряду с совершенствованием навыков моторных действий у спортсменов происходит формирование навыков тактического мышления. Повторяя определенные тактические комбинации, спортсмены автоматизируют мыслительные операции. Это позволяет многие решения принимать почти мгновенно, как бы интуитивно, а осознавать их уже после выполнения (например, в боксе, фехтовании).






