Алабин И., Московский О. С достоинством и честью: Библиографическое повествование о Петре Алабине. – Самара, 1997.
Кабытов П.С. Возвращение Петра Владимировича Алабина: Алабин П.В. Самара 1586-1886. – Самара, 1992.
Кабытов П.С. Легендарный самарец Петр Владимирович Алабин. – Куйбышев, 1990.
Московский О. Летопись жизни Петра Алабина (1866-1869). – Самара, 1999.
Пётр Владимирович Алабин. 1824 - 1896 гг.: Материалы для библиогр. указ. 1586 - 1886 гг. / Сост. И.М. Алабин /. – Самара, 1992.
Чудова Г.Ф. Петр Владимирович Алабин /1824 – 1896/ // Самарский краевед. – Ч. 2. – Самара, 1991.
Исторический портрет М.В. Ломоносова.
Библиографический список
Белявский М.П. Все испытал и все проник. – М., 1990.
Жажда познания: История Отечества в романах, повестях, документах. Век. XVIII. – М., 1986.
Лебедев ЕЛ. Ломоносов. – М., 1990.
Фомин В.В. Ломоносов и Миллер: уроки полемики // Вопросы истории. – М., – 2005. – № 7.
Фомин В.В. Ломоносов: гений русской истории. – М.: Русская панорама, 2006.
Щеблыкин И.П. Михаил Васильевич Ломоносов. – М., 1993.
|
|
Основные понятия и термины: история, история отечества, историческое знание, исторический факт, методология, историография, объективность, субъективизм.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что означает термин «история»? Какую роль играет историческое сознание в жизни народа?
2. Каково место истории в системе общественных наук?
3. В чем состоят сущность, формы и функции исторического знания?
4. Назовите основные принципы и методы исторического исследования.
5. Какие подходы в изучении истории существуют в исторической науке?
6. Какие источники принято называть историческими? Дайте их классификацию.
7. Какова роль вспомогательных исторических дисциплин в исследовании истории?
8. Что такое историография? Выделите основные периоды отечественной историографии. Раскройте их специфику.
9. Назовите имена крупнейших русских историков и покажите их вклад в развитие исторической науки.
10. Кого из историков - краеведов Вы знаете? Охарактеризуйте основные направления их исследований.
ТЕСТЫ
1. Познавательная функция исторического познания заключается в:
а) формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств;
б) выявлении закономерностей исторического развития;
в) идентификации и ориентации общества, личности;
г) выработке научно обоснованного политического курса.
2. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется:
а) историографией;
б) субъективизмом;
в) рационализмом;
г) методологией.
3. Ретроспективный метод изучения истории заключается в:
а) описании исторических событий и явлений;
|
|
б) классификации исторических явлений, событий, объектов;
в) сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени;
г) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события.
4. Какие основные подходы в изучении истории существуют в современной исторической науке?
а) формационный, цивилизационный;
б) исторический, сравнительный;
в) государственный, географический.
5. Первая попытка создать обобщающий труд по истории принадлежала современнику Петра I:
а) Ломоносову М.В.;
б) Карамзину Н.М.;
в) Татищеву В.Н.