Психические процессы и состояния, влияющие на безопасность

Психические процессы составляют основу психичес­кой деятельности и являются динамическим отражени­ем действительности. Без них невозможно формирова­ние знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятие, память и др.).

Психическое состояние человека – это относитель­но устойчивая структурная организация всех компонен­тов психики, выполняющая функцию активного взаи­модействия человека (как обладателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психи­ческой деятельности в конкретный момент и могут по­ложительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов.

В процессе деятельности реакция организма на вне­шние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г. Селье (1936) назвал стрессом.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном син­дроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в орга­низме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опас­ных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человечес­кого организма, но и механизмом, содействующим успе­ху трудовой деятельности в условиях помех, трудно­стей и опасностей.

Однако между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы, с одной стороны, и результативностью трудовой деятельности –
с дру­гой, нет пропорциональной зависимости. С рос­том активации нервной системы до определенного уров­ня продуктивность трудовой деятельности повышается, тогда как с дальнейшим ростом активации она начинает падать. Стресс оказывает поло­жительное влияние на результаты труда (мобилизует организм и способствует преодолению возникших в тру­де препятствий) лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называе­мый процесс гипермобилизации, который влечет за со­бой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Поэто­му стресс, превышающий критический уровень, иногда называют дистрессом.

Польский психолог Т. Томашевский отмечает, что в сложных трудовых ситуациях, порождающих у челове­ка дистресс, особенно страдает ориентация, неверно оце­ниваются сигналы; рабочий перестает замечать важные показатели работы машины, нарушается контроль за процессом труда.

Итак, пока стресс, вызванный усложнением усло­вий труда, не превышает определенного уровня, он спо­собствует преодолению трудностей. Однако все это до­стигается за счет мобилизации ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость в по­добной мобилизации возникает довольно часто, отрица­тельно сказываются на здоровье занятых в них людей. Нельзя допускать, чтобы на работе возникали длительные экстремальные ситуации, с ними можно смириться как с исключительными случа­ями. Люди, которые вынуждены трудиться с максималь­ной физической и умственной нагрузкой, очень быстро утомляются.

Выделяют шесть групп производ­ственных стрессоров:

− интенсивность работы;

− давление фактора времени;

− изолированность рабочих мест и недостаточные меж­личностные контакты между рабочими (операторы современного предприятия часто удалены один от другого, находятся в изолированных помещениях);

− однообразная и монотонная работа (на конвейере, у приборных пультов);

− недостаточная двигательная активность (многие часы оператор находится в состоянии готовности к дей­ствию, тогда как необходимость действия возникает редко);

− различные внешние воздействия (шумы, вибрации, высокие температуры и т.п.).

Таким образом, гипермобилизация организма при­водит к чрезмерным формам психического напряжения, которые называются дистрессом или запредельными формами.

Можно выделить два типа запредельного психичес­кого напряжения тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные дей­ствия. Снижается скорость ответных реакций. Замедля­ется мыслительный процесс, ухудшается память, проявляется рассеянность и другие отрицательные при­знаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояния при­боров, поправляют одежду, растирают руки; в общении с окружающими обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Запредельные формы психического напряжения ле­жат нередко в основе ошибочных действий и непра­вильного поведения операторов в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Рассмотрим психические состояния по уровню на­пряжения, так как именно этот признак наиболее суще­ственен с точки зрения влияния состояния на эффектив­ность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение –нормальное рабочее со­стояние, возникает под мобилизирующим влиянием тру­довой деятельности. Это состояние психической актив­ности –необходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хо­рошем самочувствии, стабильном и уверенном выполне­нии действий. Умеренное напряжение соответствует ра­боте в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормаль­ной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмичес­кий характер.

В оптимальных условиях промежуточные и конеч­ные цели труда достигаются при невысоких нервно-пси­хических затратах. Обычно здесь имеют место дли­тельное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях.

Экстремальные условия –условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологичес­ких и психических функций, резко выходящего за преде­лы физиологической нормы.

Экстремальный режим –это работа в условиях, вы­ходящих за пределы оптимума. Отклонения от опти­мальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напря­жение.

Неблагоприятные факторы, повышающие напряже­ние, делятся на следующие группы:

1) физиологический дискомфорт, т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;

2) биологический страх;

3) дефицит времени на обслуживание;

4) повышенная трудность задачи;

5) повышенная значимость ошибочных действий;

6) наличие релевантных помех;

7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8) дефицит информации для принятия;

9) недогрузка информацией (сенсорная деривация);

10) перегрузка информацией;

11) конфликтные условия, т.е. условия, при кото­рых выполнение одного из них требует осуществле­ния действий, противоречащих выполнению другого ус­ловия.

Напряжения могут быть классифицированы в соот­ветствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную дея­тельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение –напряжение, выз­ванное частым обращением к интеллектуальным про­цессам при формировании плана обслуживания, обус­ловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение –напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и персептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.

Монотония –напряжение, вызванное однообрази­ем выполняемых действий, невозможностью переклю­чения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония –напряжение, вызванное необходимос­тью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение –напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный ап­парат человека.

Эмоциональное напряжение –напряжение, вызван­ное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

Напряжение ожидания –напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих фун­кций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мо­тивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление – напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: