Психологические методы повышения безопасности

В действиях человека психологи выделяют три функциональные части: -мотивационную,

-ориентировочную,

-исполнительную.

Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в целом.

Человек нарушает требования безопасности по следующим причинам:

- по незнанию этих требовании;

- по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности;

- в связи с неумением выполнить требования;

- в связи с невозможностью выполнить требования по причинам, независящим от человека.

В психологической классификации причин возникновение опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса в соответствии с функциональными частями действия человека:

-нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определенные действия. Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и/ или техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения);

- нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения;

- нарушение исполнительной части проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т. д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действия может быть постоянным (недостаточное координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

Эта классификация представляет реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуации и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части:

1. пропаганду и воспитание – для мотивационной части;

2. обучение, отработку навыков- для ориентировочной части;

3. профотбор, медицинское обследование для исполнительной части



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: