Введение. Зав. кафедрой журналистики ОГУ доктор филологических наук, профессор

Риторика

Учебное пособие

Орёл 2008

УДК 82. 085 (075)

ББК 83.7я7

Б 72

Рецензенты:

Зав. кафедрой журналистики ОГУ
доктор филологических наук, профессор

В.П. Изотов,

Доцент кафедры «Русский язык и педагогика»
кандидат педагогических наук

Г.Н. Федина

Б 72 Бобылев, Б.Г, Кошелева, С.В, Риторика: Учебное пособие /
Б.Г. Бобылев. – Орел: ОрелГТУ, 2008. – 95 с.

Учебное пособие содержит краткие справочные сведения по всем разделам риторики, вопросы и задания для семинарских и практических занятий, включает разнообразные дидактические материалы, обеспечивающие организацию учебного процесса. Предназначено для студентов технических университетов, однако может быть использовано и студентами других вузов, а также абитуриентами и старшеклассниками.

УДК 82. 085 (075)

ББК 83.7я7

© ОрелГТУ, 2008

© Бобылев Б.Г., Кошелева С.В. 2008

Содержание

Введение....................................................................................................... 4

Занятие 1. Риторика – наука убеждать.
Из истории риторики................................................................. 7

Занятие 2. Требования к поведению говорящего.................................... 13

Занятие 3. Логические и психологические основы
риторики................................................................................... 19

Занятие 4. Изобретение содержания речи................................................ 25

Занятие 5. Композизия ораторской речи................................................. 32

Занятие 6. Речевые средства оратора....................................................... 40

Занятие 7. Техника произнесения публичной речи................................. 44

Занятие 8. Роды и виды ораторской речи................................................ 48

Литература................................................................................................. 54

Приложение 1. Духовные писатели о языке............................................ 58

Приложение 2. Высказывания об ораторском искусстве…………………..65

Приложение 3. Советы оратору............................................................... 70

Приложение 4. Артикуляционная гимнастика......................................... 78

Приложение 5. Тропы и фигуры красноречия........................................ 85

Приложение 6. Тематика рефератов по риторике…………………………..91

Введение

Содержание риторики как учебной дисциплины определяется двумя задачами:

1. Развить способность к рефлективному восприятию и пониманию речи.

2. Выработать умение находить («изобретать») содержание и форму речи в соответствии с целью, обстоятельствами, участниками общения («что, где, как сказать»).

Эти две задачи неразрывно связаны и взаимообусловлены. Обучение целесообразной и действенной речи предполагает рефлексию, т.е. умение давать себе отчет в содержании и форме услышанного:

он сказал – что именно он сказал,

он сказал – как именно он это сказал,

он сказал – для чего именно он это сказал.

При создании речи порядок рефлективных действий изменяется, и на первый план выдвигается осознание цели говорения:

я говорю – для чего, что и как я говорю.

Риторика часто определяется как наука убеждать. Важнейшей категорией риторики выступает убеждение. Границы этой категории столь широки, что практически не поддаются определению. Вместе с тем можно указать категории, с помощью которых убеждение реализуется в речи: этос, определяющий условия сотрудничества говорящего и аудитории, логос, обусловливающий эффективность риторической аргументации и пафос, обеспечивающий сопереживание аудитории оратору и создающий тем самым необходимый эмоциональный фон для убеждения слушателя.

В соответствии с образной моделью, восходящей к Платону, любая речь должна рассматриваться как живое существо со своим телом, ногами и руками, и эти части внутренне и внешне должны состоять в гармоничном соотношении между собой и со всем целым. Подобное целостное представление находит свое воплощение в античном риторическом каноне, состоящем из пяти частей (этапов): I. Изобретение. II. Расположение. III.Выражение. IV. Память. V. Действие.

На первом этапе происходит овладение основами изобретения речи. Этот этап учит искусству отбора и предварительной систематизации материала – предметов реального мира для будущего сообщения.

Задачей второго этапа риторического канона является организация сообщения, его композиция. Универсальная схема композиции: вступление – основная часть – заключение, – наполняется конкретным и целесообразным содержанием в зависимости от целей и обстоятельств речи.

Обучение изобретению и композиции речи предполагает в первую очередь овладение интеллектуальными, логическими ресурсами риторической аргументации. Вместе с тем овладение логической структурой речи должно идти параллельно с освоением ее эмоционально-образной структуры, что обусловливает важность третьего этапа риторического канона («Выражение»), основу которого составляет учение о тропах и фигурах. Задачей образных средств речи является не просто «украшение» речи, как это иногда принято трактовать, но, в первую очередь, обеспечение действенности риторической аргументации. На метафорических, фигуральных выражениях базируются косвенные тактики речевого воздействия, значительно превосходящие по своей эффективности прямые тактики, основанные только на одной логике и не оставляющие слушателям места для сотворчества.

Риторический канон вкупе с основными категориями: убеждением этосом, логосом, пафосом, – составляет предмет общей риторики, знакомство с основами которой является обязательным условием формирования риторической компетенции студентов. Однако важно также овладевать и основами частной риторики – особенностями различных родов и видов словесности, характером речевых коммуникаций в различных сферах общения. В ходе изучения частной риторики вырабатывается представление о словесности как совокупности произведений речевой культуры, специфика которых определяется формой коммуникации (устная, письменная, печатная речь) и целеустановками общения. Ораторика, на базе которой были разработаны общие риторические категории, в частной риторике рассматривается как важнейшая разновидностей словесности, играющая организующую роль в жизни общества и государства.

Студенты должны знать:

- основы общей риторики;

- основные аспекты проявления личности в слове (этос, логос, пафос);

- основные этапы порождения и произнесения речи (риторический канон);

- основы частной риторики

- роды и виды речи, их главные особенности;

Студенты должны уметь:

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения её правильности, содержательности и коммуникативной целесообразности и эффективности (риторическая рефлексия);

- создавать монолог, вести диалог и управлять им;

- учитывать специфику публичных выступлений различных типов;

- учитывать интересы и особенности аудитории в публичном выступлении.

Студенты должны владеть:

- навыками подготовки к выступлению;

- приемами захвата и поддержания внимания аудитории;

- логическими и психологическими речевыми аргументами;

- навыками работы над голосом, дикцией, интонацией.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: