Семинарское занятие (4 часа). 1. Становление и развитие правового статуса недоминирующих этнических общностей России

1. Становление и развитие правового статуса недоминирующих этнических общностей России.

2. Коренные малочисленные народы России: понятие и критерии идентификации.

3. Конституционно-правовой статус коренных малочисленных народов России.

4. Реализации защиты прав, свобод и обязанностей представителей недо­ми­нирующих этнических общностей.

5. Международно-правовые гарантии прав национальных меньшинств.

Самостоятельная работа (12 часов)

1. В 1996-2000 гг. в Государственной Думе РФ обсуждалось несколько законопроектов: «О национальных меньшинствах в Российской Федерации», «О правовом статусе национально-культурных объединений, национальных, культурных, языковых и этнорелигиозных меньшинств Российской Федерации» и др., но ни один из них не был принят, в частности, потому, что отсутствовали научно обоснованное определение понятия «национальное меньшинство» и четкий круг субъектов, на которых может распространяться этот закон.

Сформулируйте понятие «национальное меньшинство». Каковы критерии их идентификации? Необходим ли, на Ваш взгляд, закон «О национальных меньшинствах в Российской Федерации»? Какие разделы, главы он должен содержать?

2. Статья 49 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ в ред. от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «О животном мире» закрепляет право коренных малочисленных народов и этнических общностей, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира на приоритетное пользование животным миром. Это право включает в себя: предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к коренным малочисленным народам и их объединениям; льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности; исключительное право на добывание определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности.

Имеют ли право представители коренных малочисленных народов на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу Российской Федерации? В каких случаях это допустимо?

См.: ФЗ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ в ред. от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462; 2003. № 46. (ч. 1). Ст. 4444; 2004. № 45. Ст. 4377; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 25; 2006. № 1. Ст. 10; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21; № 17. Ст. 1933; № 50. Ст. 6246; 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616; № 49. Ст. 5748; 2009. № 11. Ст. 1261; №30. Ст. 3735.

Постановления Правительства РФ от 6 января 1997 г. № 13 в ред. от 22 апреля 2009 г. № 351 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 3. Ст. 385; 2003. № 17. Ст. 1621; 2004. № 51. Ст. 5188; 2008. № 18. Ст. 2052; 2009. № 2. Ст. 223; № 18. (ч. 2). Ст. 2248.

3. В 2004 года в городе Горно-Алтайске, Республика Алтай было принято решение о передаче земельных участков на берегу Телецкого озера и передаче в аренду организации Томсктрансгаз «РАО Газпром» и ОАО «Сибтрубоводстрой» под строительство туристической базы. Решение о передаче земли было принято без согласования с местными общинами и ассоциациями коренных малочисленных народов: тубаларов, кумандинцев и челканцев, которые компактно проживают на данной территории. Земельный участок под названием «вертолетная площадка» являлся единственным возможным местом проведения национальных праздников коренных малочисленных народов района и к тому же имущественный комплекс, находящейся на данном земельном участке, передан в постоянное пользование общине коренных малочисленных народов «Алтын Коль» с. Артыбаш Турочакского района Республики Алтай. Ассоциация коренных малочисленных народов Республики Алтай обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением об оспаривании решения о передаче земель в местах традиционного проживания и хозяйствования коренных малочисленных народов в аренду коммерческим организациям под строительство туристической базы.

Нормы каких федеральных законов были нарушены? Какое решение должен вынести суд? Могут ли при рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации?

Тематика докладов, рефератов:

1. Статус национальных меньшинств в России: этапы становления и развития.

2. Гарантии прав коренных малочисленных народов.

3. Общины коренных малочисленных народов России.

4. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов России.

Контрольные вопросы:

1. Каково соотношение понятий «национальные меньшинства» и «коренные малочисленные народы»?

2. Относятся ли права коренных малочисленных народов Российской Федерации к категории конституционных прав и свобод?

3. Обладают ли коренные малочисленные народы правосубъектностью в конституционном праве?

4. В чем особенность института уполномоченных представителей коренных малочисленных народов?

5. Каковы принципы организации и деятельности общин малочисленных народов?

6. Раскройте понятие «конституционно-правовой статус коренных малочисленных народов России».

7. Какие стадии включает в себя процесс реализации защиты прав, свобод и обязанностей представителей недо­ми­нирующих этнических общностей?

8. Назовите международно-правовые гарантии прав национальных меньшинств?

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации: К 15-летию принятия Основного закона: Текст. Комментарии. М., 2009.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. // Российская газета. 2010. 1 декабря.

Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2756.

Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 3010.

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ в ред. от 5 апреля 2009 г. №40-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» //СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2208; 2004. №35. Ст. 3607; 2009. №14. Ст. 1575.

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. №104-ФЗ в ред. от 2 февраля 2006 г. №19-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»// См.: СЗ РФ. 2000. №30. Ст. 3122; 2002. №12. Ст. 1093; 2004. №35. Ст. 3607; 2006. №6. Ст. 636.

Федеральный закон от 7 мая 2001 г. №49-ФЗ в ред. от 3 декабря 2008 г. №250-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №20. Ст. 1972; 2008. №30 (ч. 2). Ст. 3616; №49. Ст. 5748.

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ в ред. от 9 февраля 2009 г. «О национально-культурной автономии» СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2965; 2002. №12. Ст. 1093; 2003. №46 (ч. 1). Ст. 4432; 2004. №35. Ст. 3607; 2007. №49. Ст. 6070; 2009. №7. Ст. 779.

Постановление Правительства РФ от 6 января 1997 г. №13 в ред. от 22 апреля 2009 г. №351 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу РФ» //СЗ РФ. 1997. №3. Ст. 385; 2003. №17. Ст. 1621; 2004. №51. Ст. 5188; 2008. №18. Ст. 2052; 2009. №2. Ст. 223; №18. (ч.2). Ст. 2248.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. в ред. от 17 июня 2010 г.№453 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 14. Ст. 1493; 2001. № 41. Ст. 4081; 2008. №42. Ст. 4831; 2010. №26. Ст. 3353.

Постановление Правительства РФ от 27 июля 2001 г. №564 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» в ред. от 20 сентября 2008 г. №704 // СЗ РФ. 2001. №32. Ст. 3327; 2002. №7. Ст. 700; 2007. №32. Ст. 4144; 2008. №39. Ст. 4442.

Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Изд-во «Славянский диалог», 2000. 656 с.

Зорин В. Ю., Хабриева Т.Я. Государственная национальная политика Российской Федерации: проблемы реализации и совершенствования //Журнал российского права. 2003. №8.

Андриченко Л.В., Постников А.Е. Проблемы разграничения законодательных полномочий в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов России // Журнал российского права. 2008. №5.

Заметина Т.В. Конституционный статус коренных малочисленных народов России: монография / под ред. В.Т. Кабышева. Энгельс: РИЦ Поволжского кооперативного института, 2009. 224 с.

Заметина Т.В. К вопросу о понятии «коренные малочисленные народы России» // Конституционное развитие России: межвузовский научный сборник. Саратов: Изд-во «ГОУ ВПО Саратовская государственная академия права», 1996. С. 123–129.

Заметина Т.В. Конституционные проблемы правосубъектности коренных малочисленных народов // Вестник СГАП. Саратов: Изд-во «ГОУ ВПО Саратовская государственная академия права» 1998. № 3. С. 91–100.

Заметина Т.В. Проблемы совершенствования конституционных гарантий прав и свобод коренных малочисленных народов // «Конституционное развитие России»: межвуз. науч. сб. Саратов: Изд-во «ГОУ ВПО Саратовская государственная академия права», 2000. Вып. 3.

Кабышев В.Т., Заметина Т.В., Пихов А.Х. Конституционно-правовые вопросы модернизации федеративных отношений на Северном Кавказе //Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. [редкол.: В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др.]. Саратов: Из-во ГОУ ВПО СГАП. 2010. 232с. Вып. 11.

Кабышев В.Т., Заметина Т.В., Пихов А.Х. Проблемы модернизации в Северо-Кавказском Федеральном округе (конституционный аспект //Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей [редкол.: В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др.]. Саратов: Из-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. Вып. 12.

Королев С.Н. Проблемы законодательства о коренных малочисленных народах Севера // Государство и право. 1996. №7.

Крылов Б.С. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации //Журнал российского права. 2001. №8.

Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М.: НОРМА, 2010. 560 с.

Кряжков В.А. Права коренных малочисленных народов России: методология регулирования //Государство и право. 1997. №1.

Кряжков В.А. Право коренных малочисленных народов севера на национально-территориальное образование // Государство и право. 2007. №3.

Кряжков В.А. Право на пользование землей и сопряженные с ним права коренных малочисленных народов Севера (конституционно-правовые основы) // Государство и право. 2008. №12.

Кряжков В.А. Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России // Государство и право. 1994. №6;

Кряжков В.А. Территории традиционного природопользования как реализация права коренных малочисленных народов на земли // Государство и право. 2008. №1.

Кряжков В.А. Участие коренных малочисленных народов в политическом волеобразовании (Государственно-правовые вопросы) // Государство и право. 2000. №1.

Тузмухамедов Р.А. Национальные меньшинства под защитой международного права // Государство и право. 1996. №2.

Модуль 3. «Основные тенденции и перспективы развития российского федерализма».

Тема 8. Роль Конституционного Суда РФ в укреплении единства и развитии российской государственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: