Семинарское занятие (4 часа). 1. Понятие правовых позиций Конституционного Суда РФ и их роль в развитии российского федерализма

1. Понятие правовых позиций Конституционного Суда РФ и их роль в развитии российского федерализма.

2. Решения Конституционного Суда РФ, направленные на обеспечение государственной целостности и других принципов российского федерализма.

3.Общие правовые позиции в области разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в сфере реализации государственной национальной политики РФ.

Самостоятельная работа (12 часов)

1. Изучите Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. по делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан. Какие правовые позиции сформулированы Конституционным Судом РФ в этом Постановлении? Вправе ли суды общей юрисдикции по инициативе управомоченных лиц, в том числе органов прокуратуры, подтверждать, что нормы конституции или устава субъекта РФ аналогичны по содержанию нормам других учредительных актов, ранее признанным Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации и потому недействительными?

2. Изучите Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан». Какие аргументы привел Конституционный Суд РФ в обосновании конституционности нового порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации?

3. В ч 2. ст. 5 Конституции РФ 1993 г. говорится «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство».

Правомерно ли положение ст. 162 Конституции Республики Алтай, в которой закрепляется, что государственные символы Республики Алтай — герб, флаг, гимн — выражают не только самобытность и традиции ее многонационального народа, но и суверенитет Республики Алтай. Изучите Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации " и Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, республики Ингушения, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан и ответьте на вопросы: Обладают ли республики в составе Российской Федерации суверенитетом? Аргументируйте свой ответ. Нарушение каких принципов конституционного строя, принципов федерализма влечет за собой признание суверенитета республик?

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, республики Ингушения, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3117

Тематика докладов, рефератов:

1. Роль правовых позиций Конституционного Суда в сфере регулирования федеративных отношений.

2. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в сфере реализации государственной национальной политики РФ.

3. Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте понятие «правовая позиция» Конституционного Суда РФ.

2. В какие решения Конституционного Суда РФ, направлены на обеспечение государственной целостности?

3. Какие правовые позиции в области разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации были сформулированы Конституционным Судом РФ?

4. Назовите правовые позиции Конституционного Суда РФ в сфере реализации государственной национальной политики РФ.

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации: К 15-летию принятия Основного закона: Текст. Комментарии. М., 2009.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. // Российская газета. 2010. 1 декабря.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ в ред. от 2 июня 2009 г. №2-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447; 2001. №7. Ст. 607; № 51. Ст. 4824; 2005. №15. Ст. 1273; 2007. №7. Ст. 829.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. №1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2320.

Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края // СЗ РФ. 1996. №4. Ст. 409.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. №1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом; Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан // СЗ РФ. 1996. №19. Ст. 2320; 2006. №3. Ст. 336.

Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Читинской области // СЗ РФ. 1996. №7. Ст. 700.

Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области //СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5877.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. №25. Ст. 3004.

Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. №1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ// СЗ РФ. 1998. №3. Ст. 429.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Башкортостан, Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» (в ред. от 28 августа 1997 г.) и Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан»// СЗ РФ. 1998. №18. Ст. 2063.

Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. №25. Ст. 2728.

Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Конституций Республики Адыгея, республики Башкортостан, республики Ингушетия, республики Коми, республики Северная Осетия – Алания и Республики Татарстан //СЗ РФ. 2000. №29. Ст. 3117.

Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 249-О «По ходатайству Президента Республики Башкортостан об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 года по ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия – Алания и Республики Татарстан» // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 374.

Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея //СЗ РФ. 2002. №15. Ст. 1497.

Бондарь Н.С. Нормативно-доктринальная природа решений Конституционного Суда РФ как источников права // Журнал российского права. 2007. №4.

Безруков А. Роль правовых позиций Конституционного Суда в сфере регулирования федеративных отношений //Федерализм. 2008. №1. С. 107.

Витрук Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. №3 (28).

Власенко Н.А. Правовые позиции: понятие и виды // Журнал российского права. 2008. №12.

Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М.: Формула права, 2006. 519 с.

Романова О. В. К вопросу о понятии и правовой природе правовых позиций Конституционного Суда РФ //Государство и право. 2001. №7. С. 85.

Фарукшин А.М. Проблемы федеративных отношений в решениях конституционных судов // Журнал российского права. 2007. №8.

Тема 9. Сложносоставные субъекты Российской Федерации особен­ности конституционно-правового статуса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: