Функции и структурные элементы основных институтов общества

функции институты основные роли Физичес- кие элементы Символи-ческие элементы
Забота, воспитание детей Семейно-брачные Отец, мать, ребенок Дом, обстанов- ка Кольца, обручение, контракт
Добывание пищи, одежды, жилья Экономии-ческие Работода-тель, наемный работник, покупатель, продавец Фабрика, офис, магазин Деньги, торговля, марка, реклама
Поддержка законов, правил, стандартов Политические Законода - тель, субъект права Обществе-нные зданияи места Флаг, кодекс, хартия
Содействие соборным отношениям, углубление веры Религиоз-ные Пастор, прихожанин Собор, церковь Крест, алтарь, библия
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям Образова-ние Учитель, ученик Школа, колледж, вуз, учебник Аттестат, диплом, степень

Культура и общество. Язык как основа культуры

Жизнь общества, социальная структура, характер регулирования отношений между людьми определяется культурой. Понятие культура многозначно. Исследователи используют массу определений, выделяя, например, технологическую, философскую, управленческую, религиозную, политическую, музыкальную, физическую культуру, городскую и сельскую, этническую и молодежную и др.

Термин культура происходит от лат. и означает возделывание, обрабатывание.

Культура - это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

Культура – это основа, позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия, в то время как общество представляет собой сети социальных отношений, возникающих между людьми.

Понимание и определение культуры у разных ученых зависит от следующих подходов:

  • технологический подход определяет культуру как определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни;
  • деятельностный подход понимает культуру как совокупность форм и типов материальной и духовной деятельности, а также их результатов;
  • ценностный подход рассматривает в качестве культуры лишь сферу духовной жизни. Культура понимается как система ценностей, убеждений и стандартов поведения, а также средств их выражения;
  • интегрированный подход определяет, что культура складывается из явных и неявных моделей поведения, оформленных и передаваемых посредством символов. Сущность культуры составляют исторически возникшие и прошедшие отбор традиционные идеи – ценности.

Культура рассматривается в социологии как сложное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Объектом социологического исследования данного направления социологической науки является:

1) распределение существующих в обществе форм и способов создания и передачи объектов культуры;

2) устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни;

3) обуславливающие их социальные факторы и механизмы.

В историческом процессе возникает множество культур и перед социологами встает проблема определить существует ли что-то общее в человеческой культуре, или существуют культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т.д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности).

Культура классифицируется на различные виды на основе определенных критериев:

  • географическая или региональная (культуры Запада и Востока, Европы, Азии, Африки, Латинской Америки);
  • хронологический принцип (античная культура Греции и Рима, культура средневековья и эпоха Взрождения, культура Нового времени, Новейшего времени);
  • по видам общественного производства:

- материальная культура (орудия труда, средства производства, технические сооружения, различные властнве структуры);

- духовная культура (идеи, установки, ценности и ориентирующие на них способы поведение);

- социальная культура(отношения людей друг к другу, системы статусов и социальных институтов).

Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Часто люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Миссионерская деятельность, насаждение своих верований. Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры.

Основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей.

Основные элементы культуры:

1. Знаково-символический элемент, т.е. знания сформированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке.

Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе образования и воспитания. Язык является исходным условием образования любых сообществ и выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т.е. её распространителя.

2. Не менее важным элементом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность - это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира.

В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

* смысложизненные (представления о добре, зле, счастье, смысле жизни);

* универсальные ( здоровье, личная безопасность, социальное положение, честность, доброжелательность, свобода слова, совести, партий)

Ценностная установка является своеобразной программой деятельности и общения, связанной с возможностью выбора вариантов деятельности и общения и вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации. Социальные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность.

Ценностное отношение обретает своего рода самостоятельное существование в виде социальной нормы.

Социальные нормы – это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов. Социальных групп, классов и общественных институтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: