В отличие от детеныша животных, человек почти лишен врожденных приспособительных инстинктов и для выживания и развития нуждается в контактах с себе подобными. Независимо от того, в каком обществе человек рождается, он не может обходиться без опеки и научения со стороны взрослых членов группы. Для этого ребенку с первых дней жизни нужно иметь средство общения со взрослыми.
Формы научения
Научение закреплением — один из методов, сознательно используемых взрослыми, чтобы приучить ребенка к социально одобряемому поведению. Закрепление осуществляется путем направленного применения системы поощрений и наказаний, чтобы показать ребенку, какое поведение воспитатели одобряют, а какое порицают.
Научение через наблюдение - ребенок учится вести себя в обществе, наблюдая за тем, как ведут себя старшие, и пытаясь им подражать. Ребенок достаточно самостоятельно выбирает образец для подражания. Это может быть не обязательно кто-то из родителей, но просто значимый взрослый, на которого ребенок хотел бы походить, который вызывает у него чувство симпатии и желание отождествить себя с ним.
Усвоение социальных норм и правил поведения происходит у ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми и через игры, особенно ролевые (игры в маму и дочку, в доктора и больного, в школу, в пожарника, в войну). Это называется научением через взаимодействие.
Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Агенты первичной социализации – родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, сверстники.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия.
Первичная социализация – сфера межличностных отношений и наиболее интенсивно проходит в первой половине жизни.