Социализация взрослых (трудовая стадия)

Важным фактором социализации яв­ляется работа. Именно работа обеспечивает социальную интегра­цию индивида в мир взрослых людей. Для многих профессия является главным средством самоидентификации. Рабо­та помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе. Через труд индивид приобретает опыт общения с работо­дателями и коллегами. Он знакомится с правилами и ценностями, принятыми в трудовой среде. Труд наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа.

Особенностью социализации на работе является то, что это преимущественно вторичная социализация, поскольку затрагивает взрослых, уже сформировавшихся людей. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

Послетрудовая стадия (пожилой возраст) характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Факторы, оказывающие влияние на процесс социализации: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой опыт, индивидуальный опыт.

Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «Я» на основе восприятия им реакций других людей, с которыми он вступает в контакт. Ч.Кули определяет три стадии формирования зеркального «Я»:

1) наше восприятие того, как мы смотрим на других;

2) наше восприятие их мнения;

3) наши чувства по поводу этого мнения.

Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить в точности.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обуче6ния новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Признаки ресоциализации: изоляция от внешнего мира, переименование, отвыкание от старых привычек, обычаев, утрата свободы действий.

Агенты и институты социализации выполняют две важные функции:

1) обучают ребенка культурным нормам и образцам поведения;

2) контролируют то, насколько прочно, глубоко и правильно усвоены нормы и роли.

Социальный контроль

Взгляды, ценности и интересы человека несколько раз в течение его карьеры подвергаются пересмотру. Зрелый возраст является важным периодом социализации, который может быть для индиви­да дестабилизирующим, поскольку по-новому высвечивает первич­ную социализацию и ставит под сомнение фундаментальные цен­ности семейного наследия.

Важнейшим результатом социализации является установление над индивидом социального контроля – механизма социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка, что приводит к подчинению индивида группе, в которую он интегрирован. Такое подчинение выражается в осмысленном или спонтанном следовании нормам, предписанным группой.

Главными механизмами социального контроля являются:

Нормы – предписания по поводу того, как надо правильно себя вести в обществе. Нормы бывают формальные (обязательные правила поведения) и неформальные(правила поведения, нарушение которых не влечет за собой сурового наказания и контролируется общественным мнением).

Санкции – средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Санкции можно классифицировать на несколько видов: формальные, неформальные, положительные, отрицательные.

Социальный контроль может иметь различные формы. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду действия, направ­ленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей правоохранительных органов. К формальному социальному контролю может относиться также доминирую­щая в обществе идеология. Социальный контроль осуществляется везде, где существуют правила, будь то в школе, в группах право­нарушителей или преступников; индивид, преступающий эти прави­ла, будет отвергнут, отлучен или исключен из группы морально или физически.

Кроме того, существует неформальный социальный контроль, предполагающий косвенное и тонкое воздействие на человека в его среде обитания. Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объеди­нять и координировать свои действия. Подавляющее большинство потребностей —- в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе — человек может удовле­творить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определен­ное положение в сложных и организованных группах и институтах — в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде. Человеческий мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать.

Социальный контроль осуществляется:

- через социализацию;

- через групповое давление;

- через принуждение.

В социальной жизни действуют три основных типа процессов социального контроля:

1) процессы, побуждающие индивидов к интернализации нормативных ожиданий своего общества;

2) про­цессы, организующие социальный опыт индивидов;

3) процессы, применяющие различные формальные и неформальные социальные санкции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: