double arrow

Введение. Данное учебное пособие по дисциплине «Основы исследовательской деятельности» составлено на основании требований ГОС СПО к минимуму содержания и уровню

Данное учебное пособие по дисциплине «Основы исследовательской деятельности» составлено на основании требований ГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям СПО, повышенный уровень обучения. Учебное пособие написано для студентов, изучающих дисциплину «Основы исследовательской деятельности», но может быть использовано преподавателями и студентами, выполняющими курсовые и дипломные работы в качестве образца организации и выполнения исследовательской деятельности. К сожалению, данная дисциплина недостаточно обеспечена основной учебной литературой, хотя с практической точки зрения методы исследовательской деятельности могут быть применены не только в образовательной и профессиональной деятельности, но и обычной житейской практике.

Учебное пособие содержит краткое, последовательное и достаточно цельное изложение основ исследовательской деятельности, базирующихся на применении научных методов познания. Содержание учебного материала объединено в девять тем, в каждой теме выделены основные дидактические единицы, что значительно облегчает восприятие и усвоение материала, приведены вопросы для контроля знаний. Курсивом выделены комментарии и практические примеры, иллюстрирующие учебный материал.

Использование данного учебного пособия в аудиторной и внеаудиторной работе способствует лучшему пониманию учебного материала, развитию альтернативности вариантов организации и проведения исследования, осознанности действий при проведении исследования. В образовательной деятельности данное пособие может быть использовано и в качестве опорных конспектов при изучении нового материала или повторении пройденного, в том числе и на других дисциплинах, и в качестве путеводителя-справочника при организации самостоятельной исследовательской работы студентов и преподавателей во внеаудиторной работе.

Всякое исследование - от творческого замысла до окончательного оформления научного труда - осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить общие методологические подходы к его проведению, которые и рассматриваются в данном учебном пособии.

Учитывая, что любое исследование является результатом целенаправленного познания, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, в пособии рассмотрены основные понятия и теоретические вопросы научного познания:

- Объектом исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

- Цель, непосредственные задачи исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т.е. проникнуть в их глубинную сущность.

- Основные средства исследования:

o совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;

o совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.

- Результаты исследований способствуют разрешению возникшей проблемы или повышению эффективности деятельности организации.

В пособии рассмотрены вопросы, связанные с организацией и планированием исследования, сбором фактологического материала, анализом полученных результатов, что также является неотъемлемой частью любого исследования.

Целью пособия является обеспечение обучаемых базовыми знаниями в области организации научно-исследовательской деятельности для осуществления ее в определенной области знаний и в профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: