Принципы логопедической работы. Основным принципом в работе является онтогенетически последовательный поэтапный путь развития функций.
Логопедическая работа зависит не столько от возраста ребенка, сколько от того уровня доречевого развития, на котором находится данный ребенок (Е. М. Мастюкова, 1970 1972).
Необходимо раннее начало работы (с первых недель жизни), так как нарушение предречевого развития приводит не только к патологии речи, но и к вторичной задержке ряда психических функций.
Педагого-логопедическая работа должна быть комплексной и направлена на следующее:
— коррекцию кормления, стимуляцию оральных рефлексов в первый период жизни;
— развитие сенсорного восприятия (зрительного сосредоточения и прослеживания, слухового внимания, пространственной локализации звуков и двигательно-кинестетических ощущений); зрительно-моторной координации и манипулятивной деятельности рук;
— нормализацию тонуса органов артикуляции, подавление оральных автоматизмов и гиперкинезов;
— развитие подвижности органов артикуляции;
— выработку речевого дыхания и голоса;
— создание предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимание, память);
— стимуляцию звуковой и речевой активности, формирование игровой деятельности;
— понимание речи.
Особенностью логопедической работы является то, что коррекция нарушенных функций должна проводиться в играх и игровых занятиях.