Цель занятия: студент должен обобщить и закрепить на конкретных примерах знания о биотических взаимоотношениях как экологических факторах, знать типы внутри- и межвидовых взаимоотношениях, различать типы проявления симбиоза и антибиоза.
Контрольные вопросы.
1. Дайте определение и приведите примеры гомотипических реакций.
2. Каков биологический смысл эффекта группы? В чем проявляется массовый эффект?
3. В чем сходство массового эффекта и внутривидовой конкуренции?
4. Назовите типы взаимоотношений межпу организмами разных видов.
5. В чем сходство и различие протокооперации и мутуализма? Приведите примеры.
6. В чем заключается экологический смысл аллелопатии?
7. В чем заключается суть межвидовой конкуренции?
8. Сформулируйте принцип конкурентного исключения Гаузе и объясните его экологический смысл.
9. Почему близкородственные виды могут сосуществовать? Какие механизмы обуславливают это явление?
10. Укажите принципиальные различия хищничества и паразитизма.
Практическая работа.
Задание 1. Межвидовые типы взаимоотношений.
Заполнить таблицу 1. Показать взаимодействие двух разных организмов в виде парных комбинаций символов. Использовать следующую символику:
| Символ | Результат взаимодействия |
| + | Выгода для вида, популяции |
| - | Ухудшение условий существования |
| Отсутствие значительных взаимодействий |
Таблица 1. Классификация типов взаимоотношений между организмами двух видов
| Тип взаимодействия | Виды | Общий характер взаимодействия | Пример | |
| Нейтрализм | ||||
| Конкуренция прямая | ||||
| Конкуренция непрямая | ||||
| Аменсализм | ||||
| Паразитизм | ||||
| Хищничество | ||||
| Комменсализм ' | ||||
| Протокооперация, | ||||
| Мутуализм | ||||
| Аллелопатия |






