Цель занятия: студент должен знать разницу и экологическую характеристику вида и популяции; уметь выделить факторы влияющие на численность популяции; ознакомиться с рациональным использованием видов, со способами сохранения их разнообразия.
Контрольные вопросы.
1. Дайте определение популяции.
2. Объясните понятия «абсолютная» и «экологическая рождаемость».
3. В чем суть биотического потенциала?
4. Когда прирост популяции может быть отрицательным? Приведите примеры.
5. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования.
6. Экологическая характеристика популяции:
- величина занимаемого ареала в природе;
- численность и плотность;
- рождаемость и смертность;
- возрастной (возрастные группы) и половой состав, половой деморфизм;
- продолжительность жизни;
- популяционная динамика
7. Как соотносятся рождаемость и смертность в популяции при отсутствии лимитирующих факторов?
К чему это может привести?
Практическая работа.
Задание 1. Местообитание, экологическая ниша.
|
|
Дать определение «популяция». Объяснить разницу между местообитанием популяции и ее экологической нишей. Для ответа использовать табл.1.
Таблица 1
Экологические ниши обитателей леса
Корнееды | Личинки жуков (хрущей, щелкунов), нематоды, ногохвостки |
Стволоеды | Личинки и взрослые жуки (златки, долгоносики, усачи) |
Листоеды | Личинки бабочек, жуки-листоеды, долгоносики |
Сокососы | Тли, клопы, цикады |
Пыльцееды | Пчелы, осы, жуки-бронзовики |
Семяеды | Жуки-семяеды, личинки плодожорок, белки, мыши, птицы |