Тема 4. Популяция, ее экологическая характеристика

Цель занятия: студент должен знать разницу и экологическую характеристику вида и популяции; уметь выделить факторы влияющие на численность популяции; ознакомиться с рациональным использо­ванием видов, со способами сохранения их разнообразия.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение популяции.

2. Объясните понятия «абсолютная» и «экологическая рождаемость».

3. В чем суть биотического потенциала?

4. Когда прирост популяции может быть отрицательным? Приведи­те примеры.

5. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования.

6. Экологическая характеристика популяции:

- величина занимаемого ареала в природе;

- численность и плотность;

- рождаемость и смертность;

- возрастной (возрастные группы) и половой состав, половой деморфизм;

- продолжительность жизни;

- популяционная динамика

7. Как соотносятся рождаемость и смертность в популяции при от­сутствии лимитирующих факторов?

К чему это может привести?

Практическая работа.

Задание 1. Местообитание, экологическая ниша.

Дать определение «популяция». Объяснить разницу между местообитанием популяции и ее экологической нишей. Для ответа использовать табл.1.

Таблица 1

Экологические ниши обитателей леса

Корнееды Личинки жуков (хрущей, щелкунов), нематоды, ногохвостки
Стволоеды Личинки и взрослые жуки (златки, долгоносики, усачи)
Листоеды Личинки бабочек, жуки-листоеды, долгоносики
Сокососы Тли, клопы, цикады
Пыльцееды Пчелы, осы, жуки-бронзовики
Семяеды Жуки-семяеды, личинки плодожорок, белки, мыши, птицы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: