Тема 5. Биогеоценоз и его характеристика

Цель занятия: студент должен знать(и различать) понятия об экосистеме и биогеоценозе, главные компоненты биогеоценоза, уметь oхapaкmepизовать его пространственную и функциональную структуру; ознакомиться с мерами по охране биогеоценозов.

Контрольные вопросы.

.

1. Понятие экосистемы и биогеоценоза.

2. Основные компоненты биогеоценоза: биотоп, биоценоз (фитоценоз, зооценоз, микробиоценоз).

3. Пространственная структура биогеоценоза. Ярусность.

4. Функциональная структура биогеоценоза: трофические уровни (продуценты, консументы, редуценты), цепи питания (пастбищные, детритные), правило экологической пирамиды (чисел, биомассы, энергии), пищевые сети.

5. Динамическое равновесие в биогеоценозах. Поток веществ и энергии в биогеоценозах. Устойчивость биогеоценозов. Саморегуляция. Самовозоб­новление.

6. Развитие экосистем. Смена биогеоценозов (первичная и вторичная сукцессия) Антропогенная сукцессия. Охрана биогеоценозов.

7. Продуктивность, первичная, вторичная. ЧПП, ВПП.

8. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов, внедрения новых технологий выращивания растений.

Практическая работа.

Задание 1. Функциональная структура биогеоценоза.

Перечисленные ниже организмы распределить по группам: а) какие из них относятся в своем биоценозе к группе производителей органического вещества; б) какие - к группе первичных потребителей (растительных), в) какие - к группе вторичных потребителей (плотоядных); г) какие — к группе разрушителей органических остатков.

Головастик лягушки. Лягушка травяная. Жук-плавунец. Личинка плавунца. Комар (самец). Комар (самка). Хламидомонада. Эвглена зеленая. Гнилостная бактерия. Жук божья коровка. Инфузория туфелька. Дождевой червь. Молочнокислая бактерия. Гриб мукор. Гриб пеницилл. Нитрифицирующая бактерия. Жук-могильник. Одуванчик. Сова. Тля.

Задание 2. Цепи питания.

Составьте схему пищевых цепей аквариума, в котором обитают рыбы карась и гуппи, улитки прудовик и катушка, растения элодея и валиснерия, инфузория-туфелька, сапрофитные бактерии.

Задание 3. Экологические пирамиды.

Используя правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой постройте пирамиды биомассы и численности для следующей пищевой цепи луга: растения – кузнечики – лягушки – ужи – ястреб - змееяд.

Данные для работы: биомасса всех растений луга -40000 кг, 1 побега травянистого растения — 5 г, 1 кузнечика — 1г, 1 лягушки -10 г, 1 ужа — 100г, 1 ястреба- змееяда - 2 кг. К чему приведет уничтожение в данном биогеоценозе 1 ястреба- змееяда?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: