Сплошное и не сплошное исследование

Сплошной и выборочный опросы – виды опроса как эмпирического метода исследования.

Сплошной опрос охватывает всю генеральную совокупность (опросу подвергается все множество лиц, имеющих отношение к данному вопросу).

Выборочный опрос или выборка представляет часть генеральной совокупности. Обязатель­ным условием выборочного опроса является репрезентативность выборки (выборочной совокупности) т.е. выборка должна представлять структуру генеральной совокупности и ее свойства. Есть два метода построения выборки: вероятностный и целевой. Соот­ветственно и выборка будет двух типов: вероятностная и целевая. Существуют несколько типов вероятной выборки, различающихся характером выборочной процедуры: простая случайная, систематическая, стратифицированная, кластерная и многоступенчатая. Процедура построения простой случайной выборки заключается в следующем: во-первых, необходимо иметь список всей генеральной совокупности (предположим, поток студентов из 100 человек); во-вторых, необходимо определить объем выборки (предположим, 20 человек); в-третьих, необходимо выбрать случайно 20 фамилий и опрашивать этих студентов в зависимости от целей исследования. Например, как влияет на успеваемость студента проживание с родителями, на съемной квартире или в общежитии.

Помимо вероятностной выборки существует выборка, не основанная на вероятностях. В ее основании лежит следование каким-либо субъективным кри­териям (доступность, типичность, равная представленность). В социологической литературе выделяют следующие типы не основанных на вероятности выборок: выборка доступных случаев, метод «снежного кома», квотная выборка. Выборка доступных случаев может быть обоснована в экспериментах (например, психоло­гических). Доступную выборку может составлять студенческая группа. Идея ме­тода «снежного кома» заключается в том, что первоначально идентифицированная исследователем небольшая группа людей служит источником сведений о других членах генеральной совокупности. Идея квотной выборки заключается в том, что изучаемая совокупность разбивается на социально-демографические группы, ко­торые исследователь считает важными (критерии: пол, возраст, семейное положе­ние, социальный статус). Затем, зная пропорцию данных групп в генеральной со­вокупности, социолог составляет полевые задания для интервьюеров, указывая, кого нужно опросить. Целевые процедуры формирования выборки имеют сущест­венные недостатки: субъективность суждения, опыта теоретических предпочте­ний. Последний вопрос, связанный с формированием выборки. Как определить ее размеры? Выделяют целый ряд факторов. К основным можно отнести два: ценность и новизна информации, которая получается в результате исследования, а также затраты на проведение опроса, в том числе и временные.

Надо отметить, что в подавляющем большинстве случаев, ввиду объективных причин, проведение сплошных опросов невозможно. Их проводят, когда вопрос исключительно важен (как разновидность соц. опросов – выборы президента, общенародный референдум) или необходима точная научная информация об обществе, подтверждённая правом (перепись населения). К сплошным методам статистики относят также текущий контроль (запись актов гражданского состояния в ЗАГСе и т.п.). В то же время, при использовании выборочного метода исследования можно достичь большей точности, чем в сплошном исследовании, за счёт правильно подобранной методики, применения математического анализа и т.д. Институт Гэллапа (США) в своих исследованиях достигает погрешности 0,5%, ВЦИОМ (Россия) 1%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: