Натуралистическая социология 19 века

Во второй половине XIX века появились школы социальной биологии, социальной физики, социальной механики. Их представители сравнивают социальные процессы с природными (физическими, химическими и т. п.) процессами. Современная же наука считает, что общество – это качественно отличная от физического мира часть реальности. Отсюда изначальная ошибка натуралистических школ – редукционизм (неоправданное сведение более сложных процессов к простым). В то же время, эти теории оказали различное периферическое влияние на социологию и социальную философию, иногда даже дали жизнь экстремистским идеям. К натуралистическим школам относят:

1) Социал-дарвинизм (Т. Мальтус, У. Беджгот, Л. Гумплович). Т. Мальтус считается непосредственным предтечей социального дарвинизма, его работа «Опыты о за­коне народонаселения» (1798), в ней обосновывался тезис о борьбе за выживание сильнейшего в качестве важнейшего фактора социальной жизни. Он считал, что население увеличивается быстрее, чем производимые им ресурсы и для низших классов голодная смерть естественный регулятор численности. У Беджгот стремился применить идеи Дарвина к социальной теории. Он считал, что особенно важную роль естественный отбор в биологическом смысле играет в начальный период человеческой истории, сильнейшие убивали слабейших. Основным соци­альным законом является стремление одних наций господствовать над другими, одних социальный групп над другими внутри нации. Л. Гумплович акцент делал на роли конфликтов в социальной жизни. Взаимоотношение между группами - это бесконечная борьба и непрерывная борьба, которая может камуфлироваться, но не прекращаться. Если в начале истории, побежденные физически уничтожались, то в последствии они стали порабощаться и возникло государство. Внутри государства конфликты не исчезают, а приобретают форму борьбы между социальными груп­пами и политическими партиями.

2) Расово-антропологическая школа (А. Гобино). Для Гобино расовое неравенство представляется наиболее фундаментальным, ис­ходным, первичным. Из иерархии рас проистекают все остальные иерархии, по­этому она выдвигается на первый план в качестве движущей силы истории. Гоби­но подчеркивал интеллектуальное превосходство белой расы, но другие расы имеют превосходство в области чувств. Например, выше всех в сфере художест­венного творчества. В сфере смешения рас ищет ответ на проблему возникновения и гибели цивилизаций. Ведущую роль в процессе создания рас отводит белой расе, ей присуще «мужское начало». Все человечество делит на активные и пассивные расы.

3) Географическая школа (К. Хаусхофер, Ю. Челлен, Л. И. Мечников). Меч­ников объяснил неравномерность общественного развития под влиянием геогра­фических условий (водных ресурсов и путей сообщения). Первые цивилизации зародились в дельтах великих рек, расширение охвата территории до морей и океанов изменили их характер. Эти и другие природные факторы определяют историю человеческого общества в развитии от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящихся на кооперативных формах хозяйствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: