Краткая история социологии семьи

Льюис Генри Морган по праву является основателем науки о семье, главное его произведение "Древнее общество" появилось в печати в 1877 г. Он, наблюдая общественное устройство американских индейцев, их семейный быт, создал целую новую отрасль социологии — науку о семье. В этих произведениях впервые была разработана научная теория развития семьи с древнейших времен. Учение Моргана опровергало догматы теологической антропологии о божественном происхождении семьи, единобрачии как единственно возможной и неизменной форме семейных отношений. Современная наука полностью под твердила правильность основных положений происхождения семьи Моргана, его концепция выдержала испытание временем и может быть отнесена к классической.

В то же время основатель социологии Огюст Конт рассматривал семью с точки зрения социальной статики как универсальное общечеловеческое явление. Э. Дюркгейм ввел в социологию понятие аномии. Состояние аномии наступает в обществе, когда резко прерывается традиционный ход развития, быстро разрушаются старые ценности, а новые еще не возникли, что свидетельствовало о возможных переменах и в функции социальных институтов.

Исследования Моргана с восторгом приняли классики марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс. Взгляды умершего к этому времени Маркса и свои Энгельс воспроизвёл в своём знаменитом произведении «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В марксистской трактовке вся социальная история связана с двояким отношением: производством средств к жизни посредством труда и производством жизни посредством рождения. Существенным вкладом в социологию семьи является материалистический анализ предпосылок возникновения моногамии. Экономической основой появления моногамии, единобрачия, по мнению Ф. Энгельса, явилась победа частной собственности над первоначальной общественной. С исчезновением частной собственности, для сохранения и наследования которой возникла моногамия с господством мужчины, исчезнет это господство. В семье решающую роль будут играть другие личные и общественные условия. Самым важным основанием брака явится фактическое равенство между полами. Первой предпосылкой появления новой формы моногамии является освобождение женщины, возвращение её к общественному производству. Нравственным останется только брак, основанный на любви.

С самого образования СССР социальные эксперименты и попытки внедрить теоретические положения принимали различную форму.

В современных социологических теориях институт семьи оценивается с разных позиций. Так, особое значение в функционалистских теориях семьи придается изменению функций семьи, которые происходили в течение последних двухсот лет. С точки зрения функционализма, семья — стабильный элемент общества, тесно связанный своими функциями с обществом как целым. Т. Парсонс считал, что все социальные системы, включая семью, обладают набором из четырех основных функций. Первая — адаптационная. Любая социальная система приспосабливается или адаптируется к изменениям как внутреннего, так и внешнего порядка. Вторая универсальная функция связана с целедостижением. Система определяет и достигает поставленные цели. Эта функция обеспечивает саморазвитие системы, ее дееспособность. Третья функция интеграционная, она связывает все свои компоненты и функции между собой в систему. Последняя функция — удержание образца. При всей изменчивости социального явления для его самосохранения и устойчивости необходима способность удерживать и передавать образцы поведения, культурные принципы и ценности.

Согласно Фромму, возникновение авторитарной личности связано с распадом патриархально-семейных связей и урбанизацией современного государства.

Современный западный мир представил много концепций и движений, затрагивающих семейно-брачные отношения. Феминистическая парадигма — равные возможности для мужчин и женщин. Феминистки различают биологический и социальный пол. Марксистские и социал-феминистские концепции прибегают для объяснения дискриминации женщин к идее классовых антагонизмов внутри общества. Особо выражен экономический подход, связанный с половым разделением труда.

Радикальный феминизм стремится освободить женщин от биологического пола. Такая позиция носит антисемейную направленность.

Огромный эмпирический материал лег в основу работ Бэрджесса, посвященных семье. Среди них "Предсказание удачного или неудачного брака", "Семья", "Ухаживание и брак". Эти работы дают представление о семье как о единстве взаимодействующих личностей. Бэрджесс пришел к выводам о том, что нестабильность семейных отношений, несоответствие образцов семейного поведения принятым в обществе нормам и ценностям свидетельствует о процессе качественных социальных изменений.

Принятый в современной социологии комплексный подход к изучению семьи основан на синтезе функционалистских, конфликтологических и интеракционистских идей. Общей чертой рассмотренных социологических теорий является их гуманистический и либеральный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: