Существительные
Названия лиц, предметов (22 слова)
Несклоняемые
Начинают разграниченно употребляться следующие падежи: винительный с окончанием - у, именительный множественного числа с окончанием - ы, - и, иногда предложный с окончанием - е, суффиксы уменьшительности.
Усваиваются дательный и творительный падежи. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед. числе: - у, - е, - а, - ом, реже - ой. Во мн. числе с окончанием - ы (фонетически - и).
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн. числа: - ов, - ами, - ах. Начинается влияние окончания - ов на слова других склонений: «лампов». Начинают усваиваться другие падежные окончания: - а (рога), - я (стулья). Суффиксы увеличительности, принадлежности.
Продолжается влияние окончания - ов на слова других склонений. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении, ошибки в использовании чередования и ударения. При словоизменении сохраняется основа: «пени» (пни), «левы» (львы).
Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах.
|
|
Глаголы
Несколько позже существительных появляются названия действий: «ди», «бух» (5 слов)
Неспрягаемые формы слова во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «ди», «дай».
Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица мн. числа, инфинитив, настоящее и прошедшее время 3-го лица ед. числа (окончания - ет, - и, - а). Часто опускаются приставки. Первые возвратные глаголы.
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн. числа). Разграничивается настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род.
Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело»; унификация приставок.
Часто нарушается чередование в основах: «ачисту» (почищу). Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок: «намокрил» (намочил), «искомочил» (смял в комок).
Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет – самостоятельное образование глаголов от других частей речи.
Прилагательные
Нет
Нет
Появляются с двух лет без согласования с существительными, чаще в именительном падеже ед. числа мужского и женского рода.
23 прилагательных. Нарушается согласование с существительными. Употребляются преимущественно после существительных мн. числа только в именительном падеже.
С трех лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Появляются краткие причастия.
|
|
Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных.
Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах.
Местоимения, наречия
Нет
Нет
Вот, там, где («де»), еще, хорошо («ласо»), не надо и др. Большинство личных местоименных форм употребляется правильно с момента своего появления. Иногда смешиваются личные местоимения (о себе говорит в 3-м лице).
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее.
Отмечается смешение рода у местоимений: «майя папа» (мой папа), он, она (о яблоке, свинье).
Усваиваются сравнительные степени наречий.
Употребляется одно деепричастие «сидя».
Служебные слова
Нет
Нет
Нет предлогов и союзов. Частицы: «ка», «да», «то», «не».
Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда.
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частица «бы» в условном наклонении.
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.