Методика подготовки и проведения игр

Игра соединяет в себе элементы многих, самых разнообразных видов деятельности, воспитательное воздействие ее многосторонне. Дети участвуют в игре добровольно, во время игры укрепляют свое здоровье, развиваются физически, у них улучшаются координация движений, снимается усталость. Игра способствует росту организаторских способностей, приобретению навыков жизни в коллективе, содействует психическому развитию, развивает взаимовыручку и взаимопомощь, порядочность и честность. В игры интересно, нужно и полезно играть. Ведь в игре – жизнь ребенка, он общается, отдыхает и обучается с помощью игры. Кроме того, игра – это ведущая деятельность ребенка.

Игра – это одна из сфер человеческой деятельности, она является богатой почвой для общения и деятельности, получения знаний, формирования умений и развития навыков. Сущностью игры является то, что она есть не обычная, реальная жизнь, а представляет собой условность, выход в сферу деятельности совершенно специфического характера. Игра – это свободное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически или морально. Потребность в игре возникает как потребность в развлечении, удовольствии и бывает только на досуге. Даже дети, для которых игра – основной вид деятельности, прекрасно осознают ее условность. Цели, которые преследует игра, которым она служит, лежат вне непосредственных материальных интересов и индивидуальных биологических потребностей. У древних греков игра обозначала забавы детей. У евреев – соответствовало понятиям шутки и смеха. У римлян – радость, веселье. У древних германцев – плавное движение, доставляющее удовольствие. В английском языке вообще существуют два понятия: «рlау» – игровое действие и «gаmе» – игра по четким правилам. Итак, как мы видим, с понятием «игра» связаны свобода жизнепроявления, потребность в развлечении, в получении удовольствия, шутки и смех. И все это лишено внешнего навязывания и долженствования. Такие сущностные особенности игры роднят ее с досуговой деятельностью, но не тождественны ей.

Игра лишь один из видов досуговой деятельности, вернее – одна из ее форм. Как самостоятельный вид деятельности, он предстает в игре ребенка. В его индивидуальном развитии игра является ведущим видом деятельности, деятельностью игровой, предшествующей учебной, трудовой и досуговой. Игровая деятельность – это стихийный воспитательный институт ребенка, в котором он осваивает жизнь, приобретает знания и умения, навыки общения, развитие фантазии и механизмы творческого сознания.

Для ребенка игра – это средство психологической подготовки к будущим реальным жизненным ситуациям. Как только ребенок покидает мир беззаботного детства, как только у него появляются социально обусловленные обязанности, игровая деятельность постепенно исчезает и ей на смену приходит досуговая. Происходит это тогда, когда он идет в школу. Учеба становится непреложным занятием, обусловленным внешней целесообразностью. Возникает деятельность учебная, которая для него, как уже отмечалось, в достаточной степени сложный и насыщенный труд, делящий время на учебное и свободное от него – досуг.

Педагогический эффект игры как одной из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определенное просветительное и воспитательное влияние заключается в следующем:

• во-первых, игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности;

• во-вторых, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи;

• в-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Общность, которая возникает во время игры, тяготеет к сохранению даже после окончания игры. Возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению;

• в-четвертых, в кругу игры законы и нормы повседневной жизни неберутся в расчет. Здесь действуют другие. Здесь другие мы и наши поступки. В народе говорят «В игре да в дороге познают людей». Игра выявляет личностные качества человека играющего – ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность и даже честность. Каким бы ни было сильным желание выиграть, человек не должен играть не по правилам. Правила определяют не только содержание той ситуации, которая ограничена игрой, а и формируют поведение человека. Нарушение правил ведет к осуждению, к исключению из игры. Тут проблема порядочности и совести не есть что-то большее, чем страх наказания. Это моральное осуждение. Взрослые, как и дети, оценивают попытку сыграть не по правилам как несоблюдение добрых личностных взаимоотношений;

• в-пятых, игра, хотя и осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации;

• в-шестых, игра полностью отвечает принципу единства познания и реакреации. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой игры, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других;

• в-седьмых, в игре можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Игра выбирается на уровне своих возможностей и потому человек всегда может добиться мастерства и успеха, тогда как в профессиональной деятельности успех и признание приходят не всегда. Человеку приятно делать то, что вызывает в нем ощущение уверенности и мастерства. К тому же выбор игр необычайно велик и разнообразен.

Независимо от вида игр, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований [5].

Требование первое. Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования в массовой досуговой деятельности, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать, а отдыхающий, ищущий развлечений подросток не склонен «загружать» себя сложной и в принципе ненужной ему информацией. В результате теряется интерес. Но и в том случае, когда подросток включится в игру, он будет путаться, сбиваться и тем самым нарушать темп игры или разрушать ее.

Требование второе. Игра должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей. Такая ситуация, например, возникает тогда, когда при командной игре участники получают индивидуальные задания или когда проводится конкурс, который требует от участников определенных способностей – спеть, сыграть, нарисовать и т.д. Тот, кто такими способностями не обладает, выполнять задание не станет.

Третье требование. Игра должна быть интересна для всех. Это требование тесно связано со следующим.

Четвертое требование. Игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников. Более всего это требование следует соблюдать при организации и проведении подвижных игр, построенных на проявлении ловкости, быстроте физической реакции, приложении физических усилий. В таких играх с удовольствием принимают участие дети, подростки и молодые люди. Чем человек старше, тем критичнее он относится к себе, тем критичнее он оценивает свои возможности. Редко кто «с ходу» решится принять участие в игре перед массой незнакомых людей. Поэтому при проведения игр с массовой аудиторией предпочтительнее обращаться к играм, которые позволяют участвовать не покидая своего места – викторинам, аукционам и т.п. Доступность игры – это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека.

Требование пятое. Задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполнению. Такими способами могут быть розыгрыш порядка участия по жребию, выбор конверта с заданием по принципу вытягивания билета на экзамене и др.

Все эти требования относятся к играм соревновательным. В другой группе игр – ролевых – такие требования отсутствуют, так как они представляют собой определенное поведение в предлагаемых условиях.

Содержание ролевых игр не носит сюжетного характера и произвольно в своих проявлениях. Например, участники встречи уславливаются, что проведут ее подобно мушкетерам в таверне или как древнегреческие граждане во время симпосионов. Участие в таких играх требует определенных знаний об эпохе, манерах поведения и общения, характере одежды. Определенные знания нужны и для воссоздания обстановки, аксессуаров и т.п.

Педагогическая ценность ролевых игр в том, что они будят фантазию, разнообразят ролевое доведение, стимулируют творческие потенции, обогащая досуг человека нестандартным и увлекательным развлечением.

В отличие от ролевых игр все прочие строятся на конкурентности, борьбе, столкновении. Само определение игр как соревновательных говорит о их сути. Чтобы соревновательность возникла, необходимо противопоставление играющих друг другу, будь то парная игра или командная. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают друг друга. В этих случаях игра проходит с большим азартом, то есть сопровождается таким эмоциональным состоянием, как возбуждение, связанное со страстным ожиданием добиться победы. Это состояние передается и зрителям – болельщикам, рождает атмосферу приподнятости и праздничности, раскрепощает болельщиков и позволяет привлекать к участию в игре. Дети и подростки охотно откликаются на оказание помощи «своей» команде, готовы подсказать, заменить игрока и т.д.

Обязательный элемент соревновательных игр – судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать игру и определять победителя. Оценка результата и определение победителя всегда скрывает в себе возможность конфликта как играющих и судей, так и болельщиков и судей. Поэтому она должна быть предельно объективной.

Классифицировать игры по видам очень сложно. Признаки одной игры оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы. Игры, например, делят на подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие. Но спортивные тоже подвижные, а творчество – непременный компонент любой игры.

По содержанию: познавательные (интеллектуальные), спортивные (военно-спортивные), развлекательные, творческие, социальные, музыкальные, профилактические и др.

По форме организации: сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-эпопеи, подвижные, народные, игры по станциям, игры-состязания, игры-путешествия и др.

По месту проведения: на местности, с эстрады, на воде, на пляже, в автобусе, в помещении и др.

По количеству играющих: индивидуальные, парные, коллективные, групповые.

Игр великое множество, и все они преследуют определенные воспитательные цели.

Игры на знакомство. Цель – знакомство детей друг с другом, настрой на общение. Особенность организации: лучше проводить вожатому с конкретным отрядом. В содержании игр должны использоваться имена.

Игры в автобусе. Цель – организация воспитательного пространства данного временного периода интересным и полезным делом. Особенность: игры не должны побуждать участников к двигательной деят-ти, а мах использовать заданные условия.

Игры-кричалки. Цель – эмоциональная и психическая разрядка и зарядка, повышение настроения. Особенность: данные игры побуждают участников к повышению тона речи в синтезе с юмористичным содержанием текста, использование оборота повторений.

Игры на внимание и координацию. Особенность: в содержании данных игр участники должны изобразить движения, заданные ведущим, в определенном порядке, темпе, скорости.

Спортивные игры. Цель – привитие олимпийской культуры, повышение интереса к видам спорта. Особенность: игры подразумевают четкую систему правил, судейства в зависимости от вида спорта.

Интеллектуальные игры. Цель – активизировать познавательную деятельность, развить эрудицию, логику, быстроту реакции, умение мыслить нестандартно при решении задач логического характера. Особенность: игры строятся по принципу викторин, блиц-опросов и содержат вопросы как на заданную тему, так и разностороннего характера.

Творческие игры. Цель – развитие памяти, воображения, фантазии, раскрытие актерских талантов.

Игры на местности. Цель – развитие навыков ориентирования, мах использовать заданные условия. Особенность: данные игры в своем содержании используют особенности местности и находящиеся на ней объекты.

Имитационные игры. Цель – развитие памяти, творчества, выдумки детей, способности выделять существенные признаки кого-либо. Особенностью таких игр является имитация движений, речи, характера заданного объекта (чаще человека, животного).

Сюжетно-ролевые игры. Цель – развитие памяти, воображения, актерских данных, воспроизведение и наиболее точная передача специфики роли. Особенность игр: сюжет и роли должны быть знакомы и узнаваемы.

Подвижные игры. Цель – активизировать двигательную активность детей, развивать физические навыки. Данный вид игры способствует укреплению мышечной системы детей, созданию комфортной атмосферы в группе, возможностью каждого ребенка принять участие в той или иной игре, в зависимости от состояния своего здоровья.

Игры можно проводить все сразу, как игровой час, либо в ходе экскурсии по лагерю.

Музыкальные игры. Цель – развивать музыкальные навыки ребенка, прививать эстетический вкус, разнообразить досуг.

В зависимости от возраста игровая деятельность имеет свои специфические особенности, отличия по содержанию, форме, по методике организации и проведению игр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: