Этапы конструирования игры

1. Определить, по какому принципу будет проходить игра (личный зачет, командные, по кругу, когда играющие переходят от одной игровой станции к другой, по легендам, загадкам, шифровкам...).

2. Объединяющая идея (для игроков цель) «жизни», жетоны, очки, олимпийская система, контрольное время и т.д.

«Жизни» лучше использовать в командных играх, это не только позволяет увидеть сплоченность группы, но и ребят заставляет взглянуть и почувствовать себя по-другому. Не каждый сам за себя, а «Один за всех и все за одного». Как правило, после командных игр ребята либо разбегаются, либо становятся еще дружнее.

Если используются жетоны, тогда есть несколько вариантов:

• собрать определенный комплект цветов;

• собрать определенное количество жетонов;

• смешанный тип двух первых вариантов.

Жетоны хороши как для личных игр, так и для командных. «Жизни» и очки по ходу игры можно отмечать на табло. В этом случае команды (участники) будут знать свою ступеньку к победе и ступеньку соперника. Но для постоянного подогрева азарта нужно, чтобы ребята, сыграв в игру, пришли на центральный пятачок, где находится табло, отметились (посмотрели результаты соперников) и пошли на следующую игру.

Контрольное время – время, за которое ребята должны пройти весь комплекс игр дли выполнить задание. Желательно, чтобы были маршрутные листы, иначе может появиться проблема в судействе. Например:

Команда __________________________________________________
Этап Очки Отсечки времени Подпись судьи
       

3. После выбора принципа и объединяющей идеи игры необходимо выбрать тему (если она еще не определена).

Игры могут быть познавательные, интеллектуальные, на проверку практических навыков, развлекательные, развивающие, возрастные, музыкальные, игры-шутки, подвижные, спортивные и др.

Если выбрать узкую тему, то необходимо, чтобы все части игры, все задания ей соответствовали.

Может быть смешанный тип, когда игры идут по кругу и независимы друг от друга, но объединены одной идеей.

Если взяли принцип круга, тогда надо будет отработать по времени (например, 10 минут все играют, 2 минуты переход на следующую станцию, вновь 10 минут игры и т.д.). Во всех остальных системах игры может быть ограничено только общее время.

4. После того, как определен примерный план, следует позаботиться о стартовой информации. Независимо от того, где будут проходить игры, необходимо знать: Где? Когда? Во сколько? Сколько будет человек? Возраст? Электричество? Помещение?

5. После такого подготовительного этапа вам понадобится команда судей, которая будет подбирать или проводить игры (можете оставить себе роль главного судьи).

Итак, команда судей есть, игры отобраны. Наступает не менее важный момент - этап подготовки.

Основные элементы подготовки игры:

1. Оформление. У вас должна быть отдельная команда, которая будет заниматься оформлением всего комплекса или его центральной части. Свои игры судьи вполне способны оформить сами.

2. Реквизит. Желательно, чтобы каждый судья составил для себя список реквизита, который ему понадобится и заранее собрал его в отведенном месте, проверив по списку.

3. Музыка. Музыкальный фон обязателен при проведении игр (если есть возможность). Музыка, как правило, создает настроение и задает темы играющим. Она так же, как и оформление, создает нужную атмосферу, настроение праздника.

4. Призы. Почти все и всегда играют ради игры, но, если будут маленькие призы, дипломы, ребятам будет интересней и приятней. Призы можно вручать и независимо от вашего принципа игры.

5. Закон Кнопки. Выберите свободный моментик в своей подготовке, продумайте, что будет, если вам что-то помешает. Может быть вам потребуется еще и запасной вариант. Составьте список помех и сразу определите, как можно их избежать.

6. Репетиция. Будет намного полезнее, если во все игры вы проиграете своей командой. Сразу станут видны все ваши слабые места. Устройте генеральную репетицию, желательно, в условиях, близких к действительности.

7. Сценарий. Желательно, чтобы первое время ваши судьи писали себе небольшой сценарик: как они встретят ребят? Что скажут? Как попрощаются? Где будут стоять? Во что одеты и т.д.

8. Как рассказывать правила.

ü Голос должен быть уверенным и громким, чтобы услышали все.

ü Вы должны быть сами увлечены своей игрой, тогда вам легко будет увлечь других. Слова надо произносить четко, выговаривая каждый звук. Можно потренироваться дома с родителями, друзьями.

ü Правила должны быть понятны каждому, иначе игра не получится. Лучше объяснять дважды.

9. Судейство.

Ø Прежде чем играть, прочитайте внимательно правила игры. Если их нет, придумайте сами.

Ø Проигрывая, ребята становятся сверхизобретательными, поэтому продумайте все варианты и ситуации, которые могут возникнуть при судействе.

Ø Чем меньше правил, тем лучше.

Ø Судья всегда прав.

Ø Если вы учтете два последних закона, то проблем будет меньше. Было бы неплохо, если у судей будет отличительный знак (форма, галстук, повязка, значок).

Ø Вы должны быть дружелюбны и вежливы со всеми без исключения. Если вы видите, что кому-то игра не нравится, и этот человек мешает остальным, тактично удалите его.

Ø Никогда не спорьте с играющими. Вы должны выслушать обиженных и, если они правы, изменить свое решение, но только после того, как обдумаете ситуацию. К тому же, если вы будете спорить, ваш авторитет судьи упадет, и вас никто не будет слушать и играть у вас. Помните: все зависит от тебя самого – хватит ли сил, смелости, терпения, выдумки.

Алгоритм проведения игры-путешествия:

1) подготовка;

2) сбор-старт;

3) движение по маршруту;

4) участие в деятельности;

5) подведение итогов;

6) организация последействия.

Всегда нужно помнить о том, что:

ü «Игра – ее величество» (создайте таинственность и интригу в игровой ситуации);

ü «Говорите проще, и люди к тебе понянуться» (желательны четкость и простота инструкции, доступность слов);

ü «Как начнешь, – так и закончишь» (необходим настрой и мотивация па игру, мобилизация и эмоциональность ведущего);

ü «Взялся за дело – иди до конца смело» (в этом вам помогут уверенность в себе и стремление всегда все доводить до логического конца);

ü 5) «Не получается – не паникуй» (помните, что ситуация должна быть под контролем и работать на вас, а не вы работать на ситуации).

При организации игровой деятельности с детьми младшего возраста вожатому важно знать, что:

- подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений;

-недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом;

- если по правилам игры ребенок вынужден выйти из нее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения;

- дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения

- все дети любят водить в игре, и выбор водящего каждый раз должен быть обоснован: «он еще ни разу не водил», «очень честно соблюдал правила игры», «был смелым» и др.

- детей надо учить играть, не нарушая правила, приучать действовать по сигналу;

- заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков.

Как ввести детей в игру?

1. Изложить содержание игры надо кратко, образно. Правила игры давать желательно не все сразу, так как быстро дети усвоить их не смогут и невольно будут нарушать. В дальнейшем правила игры пусть дети вспоминают сами.

2. Разделить детей на команды.

3. Вожатый участвует в игре вместе с детьми.

При организации игровой деятельности с детьми среднего возраста вожатому важно знать, что:

- подвижные игры необходимо выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок;

- некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и для девочек.

Как ввести детей в игру?

1. Объяснять правила игры, проводить игру и судить необходимо в темпе, образность не обязательна.

2. Делить ребят на группы

3. Вожатый играет роль не наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой изнутри.

При организации игровой деятельности с подростками вожатому важно знать, что:

- игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная;

- игра может быть рассчитана на длительную подготовку;

- важно, чтобы дети осознавали необходимость игры, ее полезность.

Как ввести детей в игру?

1. Включать детей в разработку игры, таким образом осущ. совместное творчество вожатых и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач.

2. Делить отряд на группы можно и в зависимости от личных привязанностей, интересов.

3. Вожатый играет роль организатора штурма игры. Далее делегирует свои полномочия ребятам, корректируя и направляя их деятельности

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите и охарактеризуйте методы воспитательной педагогической деятельности.

2. Дайте характеристику форм воспитательной работы: мероприятия, воспитательные дела, КТД.

3. Оцените организационно-педагогические возможности различных форм воспитательной работы: мероприятия, воспитательные дела, КТД.

4. Назовите и раскройте составляющие технологии организации коллективно-творческих дел.

5. Каковы основные составляющие структуры детского праздника?

6. Что такое сценарий, сюжет, роли праздника?

7. Из каких этапов состоит процесс составления сценария праздника?

8. Каковы условия выбора формы, времени и места проведения праздника?

9. Каковы требования к ведущим праздника?

10. Разработайте сценарий творческого массового мероприятия (на выбор):

– День рождения лагеря;

– Ажиотаж;

– Остров сокровищ;

– День сказки;

– Синемания.

Алгоритм работы:

· Выбрать вид творческого мероприятия;

· Выбрать направленность, возраст детей, учреждение летнего отдыха, время и место проведения;

· Определить сюжет, тему мероприятия;

· Составить организационный план проведения творческого массового мероприятия;

· Составить сценарий массового мероприятия;

· Оформить разработку.

11. Каковы цели и задачи вечерних (отрядных) огоньков на каждом этапе формирования детского коллектива?

12. Назовите и раскройте составляющие алгоритма конструирования игры для подростков.

13. Назовите особенности организации игровой деятельности с детьми разных возрастов.

14. Составьте подборку и описание следующих видов игр с детьми и подростками:

– музыкальные;

– подвижные;

– интеллектуальные;

– на знакомство;

– на повышение эмоционального настроя;

– на пляже;

– на местности;

– во дворе;

– в автобусе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: