Структура программы. Программа может иметь различные варианты структуры, но основными ее элементами (составными частями) являются: пояснительная записка

Программа может иметь различные варианты структуры, но основными ее элементами (составными частями) являются: пояснительная записка, цели и задачи, основное содержание деятельности, механизм реализации, условия реализации и предполагаемые результаты. Это «минимальный набор», позволяющий программе быть программой. Часто встречаются и другие элементы: например, имидж, предполагаемые затраты. Их значимость в программе определяется ее назначением.

Рассмотрим подробней основные разделы структуры:

1. Пояснительная записка (введение, преамбула, обоснование и т.п.). В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, в которых работает ДОЛ (клуб) на момент разработки программы. Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначается (какому возрасту, социальной группе детей и т.п.). Во введении раскрываются основные идеи и принципы программы (хотя они могут войти и в отдельный блок – «Концептуальные основы программы»), объясняется оригинальное название программы (при его наличии).

2. Цели и задачи. В этом разделе указываются цели и задачи предстоящей деятельности. Следует различать понятия «цель» и «задачи». Цельобраз предполагаемого результата, который лагерь (клуб) реально может достичь к четко определенному моменту времени. Заданаэто частная цель, мини-цель. Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным, достижимым, побудительным. На практике это означает, что каждую из поставленных задач важно сформулировать так, чтобы:

• было ясно, чего конкретно за данный период следует добиться в деятельности лагеря (клуба);

• для ее решения имелись реальные возможности;

• ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана;

• побуждать (мотивировать) реализующих (детей и взрослых) действовать в направлении ее достижения.

Опыт программирования убеждает, что хорошая программа может иметь одну – две цели и несколько конкретизирующих задач. Задачи также можно разделить на воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Главное, чтобы задачи согласовывались с целью программы.

3. Содержание (блоки программы, основные направления и т. п.). Этот раздел содержит описание форм и методов, с помощью которых предполагается реализовать цели и задачи. Обычно, исходя из задач, содержание разбивается на отдельные части (блоки, модули, подпрограммы, направления и т.д.), представляющие относительно самостоятельные разделы.

В этой части программы указываются планируемые мероприятия, дела, их регулярность и последовательность. Программа не требует излишней детализации. Подобная информация должна быть отражена в плане работы на смену, который, по сравнению с программой, носит более конкретный и детализованный характер.

4. Механизмы реализации (логика развития, режим реализации программы и т.д.). Один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание системы действий по воплощению в жизнь замысла, идей программы (что необходимо сделать, в каком порядке, в какие сроки и т.п.). В зависимости от типа программы механизм реализации может быть внешним и внутренним. Внешний — это когда для реализации программы необходимо участие «внешних сил» (учреждений, организаций и др.). Внутренний механизм реализации предполагает использование собственных сил, внутренних резервов.

Главное назначение этого раздела – продумать, как то, что написано на бумаге, превратить в реальную деятельность детей и взрослых.

В этом разделе могут быть представлены: игровой сюжет смены и система стимулирования участников, этапы реализации программы (для профильной смены это как правило подготовительный, организационный, основной, заключительный и итоговый или постлагерный), схема управления программой с указанием функций всех участников, схема самоуправления (соуправления) с описанием прав и обязанностей всех выборных органов, режим дня (занятий, кружков и т.п.).

5. Результаты (итоги). В этой части программы указываются ожидаемые, предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главными результатами любой профильной смены является развитие ребенка, его социальное закаливание. Показатели этого развития (укрепление физических и психических сил ребенка, приобретение новых знаний, умений, т.е. новый положительный жизненный опыт) и должны стать результатами социально-педагогической работы лагеря (клуба). Необходимо указать и методики, которые будут использоваться для отслеживания названных показателей.

6. Условия реализации программы. К условиям прежде всего относят ресурсы – кадровые (Кто будет принимать участие в реализации программы, какова роль каждого из участников?), материальные и технические (Какие материальные и технические средства от помещения до канцелярский товаров необходимы для реализации данной программы? в т.ч. бюджет – какой, сколько) и информационные (Какие формы донесения информации и для кого будут использованы?), методические (Какое методическое оснащение и сопровождение предполагается? ), организационные (Каким образом организована деятельность участников программы).

В программу могут быть включены разнообразные приложения: программы работы кружков и студий, план работы психологической службы, описание атрибутики и т. д.

Информационная карта программы (паспорт программы)является обязательным элементом программы и представляет собой краткое изложение содержания программы. Информационную карту обычно размещают в начале документа.

Структура информационной карты программы: 1) Полное название программы, 2) авторы, 3) руководитель программы, 4) название учреждения, 5) адрес организации, 6) телефон, факс, 7) форма проведения, 8) цель программы, 9) специализация программы (специфика), 10) сроки проведения, 11) количество смен, 12) место проведения, 13) число детей –участников на сезон, 14) география участников, 15) условия участие, 16) условия размещения участников, 17) краткое содержание программы, 18) история осуществления программы, 19) наиболее важные публикации о программе, 20) финансирование, 21) особая информация и примечания.

Возможные критерии оценивания программ:

- соответствие конкретному положению о конкурсе;

- ценностные ориентиры, развивающий потенциал программы;

- социальная значимость программы, соответствие местным условиям и востребованность;

- педагогическая обоснованность;

- разработанность и эффективность механизма реализации;

- наличие достаточного количества профессиональных специалистов, разработанность системы подготовки кадров, методическое обеспечение;

- целостность и реальность программы;

- уровень экономической целостности;

- взаимодействие с заинтересованными организациями.

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем заключается суть понятий «программирование», «программа», «программа детского лагеря»?

2. Дайте характеристику различных типов программ: по продолжительности, по направленности, авторству?

3. Какие элементы выходят в структуру программы?

4. Назовите критерии и правила формулировки целей и задач программы.

5. Каковы требования и критерии оценки программ летнего отдыха детей и подростков?

6. Разработайте программу летнего оздоровительного отдыха детей по различным направлениям отдыха и оздоровления детей и подростков:

- комплексное (многопрофильное);

- профильное: экологическое, краеведческое, творческое, гражданско-патриотическое, КВН, для подростков с девиантным поведением, лидеров детско-подростковых организаций, профориентационное и др.


Список используемой литературы

1. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М., 2002.

2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2003. – 60 с.

3. Болл А., Болл Б. Основы лагерного менеджмента: Учеб. пособие для руководителей детских оздоровит, учреждений. Пер. с англ. - СПб., 1994 – 219 с.

4. Волохов А.В., Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие. – М.,2005. – 128 с.

5. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М., 1998. -

6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003 – 128 с.

7. Газман О.С., Иванов О.В. Содержание деятельности и опыт работы в загородном лагере. – М., 1992.

8. Газман О., Матвеев В. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всесоюзного лагеря "Орленок". - М.: Педагогика, 1982

9. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС. Учебное пособие по организации досуга детей в лагере и школе. – М., 2000. – 67 с.

10. Гриценко Г.А. Подростково-молодежный клуб по месту жительства. – Екатеринбург, 2007.

11. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха. Книга современного руководителя. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

12. Иванов И.П. Энциклопедия коллективно-творческих дел. – М., 1989 – 150 с.

13. Карпова Г. А., Брагина Т. А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере: Метод. рекомендации. – Екатеринбург, 1996 – 45 с.

14. Коллективное планирование и анализ работы детского объединения. Методические рекомендации / Составители Мачулина Е.Н., Черных О.В. - Нижневартовск, 2001 – 31 с.

15. Коллективная творческая деятельность в школе (методические рекомендации) // Воспитание школьников. 2003. №№ 2, 3.

16. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж, 1996.

17. Кругликова Г.Г., Криворотов Д.А. Программа летнего отдыха детей и подростков «Научно-исследовательский институт «Пятый проект»» - Нижневартовск, 2008. -58 с.

18. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Фабрика звезд//Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал. № 3, 2005 г. – С. 188-192

19. Коллективные творческие дела от «А» до «Я»: Методические рекомендации / Сост. Г.Г. Кругликова. – Нижневартовск: НГГУ, 2007. – 52 с.

20. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей. Учебно-методическое пособие. – М., 2001 – 50 с.

21. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком. – М., 2002 – 224 с.

22. Линкер Г.Р. Творческие учебные задания в структуре формирования у студентов педвуза готовности к организации летнего отдыха детей и подростков / Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2006. – 22 с.

23. Лобачева С.И., Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М., 2007.

24. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных / Под редакцией Е.А. Левановой. – М., 2003. – 176 с.

25. Методическое пособие по организации летнего отдыха детей /Под ред. Е.Г. Мазуровой – Х-Мансийск, 2002 – 54 с.

26. Мирошкина М.Р. Клубные технологии. Социально-педагогические технологии организации работы с подростками и молодежью по месту жительства: Учебно-методическое пособие для работников подростково-молодежных клубов по месту жительства в системе Государственной молодежной политики. М., 2005. - 346 с.

27. Мирошкина М.Р. Тория и практика социализации подростков и молодежи в подростково-молодежных клубах по месту жительства. М., 2005. - 283 с.

28. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000.

29. Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности детского оздоровительного лагеря: Методическое пособие/ Под. Ред. Т.В. Токаревой. – Нижневартовск, 2002 – 64 с.

30. Ожегов С.И. Толковый словарь современного русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю.Шведовой. 21 издание. Перераб. и доп. – М., 1984.

31. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя/сост. Н.А.Панченко. – Волгоград, 2006. – 128 с.

32. Педагогическая практика: Учеб.-метод. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Г. М. Коджаспировой, Л. В. Бориковой. - М., 1998. - 144 с.

33. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982 – 255 с.

34. Письмо Министерства образования РФ от 13 ноября 2000 г. № 813/28-16 «О рекомендациях для организаторов работы с детьми подростками по месту жительства в современных условиях».

35. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000.

36. Положение о детском оздоровительном лагере // Приложение к постановлению Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 11.05.1990 г. № 7-21

37. Постановление Правительства ХМАО-Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дети Югры» на 2011-2013 годы» от 9 октября 2010 г. № 247-п

38. Постановление главы города «Об основных принципах организации работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства в городе Нижневартовске» от 09.04.2007 № 289

39. Программа межклубного взаимодействия по организации отдыха и оздоровления детей, подростков в летний период «СМАЙЛ» // Организация летнего отдыха оздоровления, занятости подростков и молодежи в 2007 году. – Ханты-Мансийск, 2008.

40. Профессиональная подготовка отрядного вожатого детского оздоровительного лагеря: система и технологии: Программно-методическое пособие. – Орел,2001 – 88 с.

41. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. Учебно-методическое пособие. – М., 2004 – 124 с.

42. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Уч. пособие. – М., 2000 – 256 с.

43. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т / Гл. ред. В.В.Давыдов. – М., Т.1. 1993

44. Рыбинский Е. Научно-методические основы летнего отдыха // Народное образование. 2000. № 4-5. С.5-10.

45. Самоукина Н.В. Психология оптимизма. – М., 2001.

46. СанПиН «Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей» от 01.03.1991г.

47. Социализация детей в условиях социозащитного оздоровительного детского лагеря дневного пребывания: Методическое пособие (из опыта работы окружной экспериментальной площадки ДОЛ «Островок Надежды») / Под ред. Т.В. Токаревой. – Нижневартовск, 2004.

48. Социальная работа / Под. Ред. проф. В.И. Курбатова – Ростов-Дон, 1999.

49. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. Учебно-методическое пособие. М., 1999 – 86 с.

50. Сысоева М.Е. Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. – М., 2002.

51. Таран Ю.Н. Как разработать программу детского объединения / Методические рекомендации в вопросах и ответах. – Липецк, 2000 – 96 с.

52. Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. – Н. Новгород, 2006 – 112 с.

53. Торопов И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. – М., 1996.

54. Учебник для вожатого / авт-сост. М.П. Кулаченко. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

55. Учебно-методическая работа в детском оздоровительном лагере / Сост. В.А. Ковалевич, И.Н. Наумова, Т.Н. Фомичева). — Ростов н/Д: ОЦДОД, 2005.

56. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002 – 490 с.

57. Хуснутдинова И. Н. Научно-методические материалы в помощь педагогам-организаторам, руководителям педагогических подразделений, организаторам летнего отдыха детей и подростков. – ВДЦ, 1998

58. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вестник. Специальный выпуск. Серия «Педотряд раскрывает секреты». Секреты вожатского мастерства – М., 2000 – 189 с.

59. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Кипарис – Учебное пособие по организации досуга детей. – М., 2005. – 192 с.

60. Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. – М, 1994. - 206 с.

61. Шмаков С.А. Лето. – М., 1993 – 94 с.

62. Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис – 9. М., 2005.


[1] Подласый И.П. Педагогика. М. 2000.

[2] Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. Н. Новгород, 2006.

[3] Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – М., 2001. С. 117-118.

[4] Шмаков С.А. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. 2-е изд. М., 2001.

[5] Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. М., 1998.

[6] Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М., 2002.

[7] Виктимология – наука о жертвах преступлений.

[8] Торопов И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. – М., 1996.

[9] Торопов И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 1996.

[10] Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж. 1996.

[11] Самоукина Н.В. Психология оптимизма. – М., 2001.

[12] Лобачева С.И., Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М., 2007.

[13] Таран Ю.Н. Как разработать программу лагеря // Народное образование. 2001. №3. С. 69-74.

[14] Таран Ю.Н. Как разработать программу лагеря // Народное образование. - 2001. - №3. - С. 69-74.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: