Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

IV. Исследование словообразования




1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных:

Материал для исследования: слова, предметные картинки.

Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?»

таз – ухо – лист – снег –

гриб – лиса – дом – окно –

грузовик – солнце – кружка – кольцо –

одеяло – береза – дерево – стакан –

Критерии оценки (для всех заданий):

4 балла – все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно.

3 балла – задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции.

2 балла – задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи.

1 балл – задания выполнены правильно в пределах 25%, после стимулирующей помощи. Большинство ответов – неверно образованная форма.

0 баллов – задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказы выполнения задания.

2. Образование прилагательных.

2.1. Образование относительных прилагательных (из чего сделано?)

Материал для исследования: словосочетания.

Инструкция: «Если предмет сделан из ..., например из стекла, то он какой? – стеклянный».

компот из яблок – лист клена –

горка изо льда – кубик из дерева –

салат из моркови – шишка ели –

суп из грибов – куртка из кожи –

варенье из малины – стакан из стекла –

2.2. Образование качественных прилагательных.

Материал для исследования: слова, словосочетания.

Инструкция: «Какой, ... , например, день, если днем жарко?»

жарко – мороз –

душно – снег –

солнце – дождь –

ветер – туман –

холодно – пасмурно –

Критерии оценки:

4 балла – все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно.

3 балла – задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции.

2 балла – задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи.

1 балл – задания выполнены правильно в пределах 25%, после стимулирующей помощи. Большинство ответов – неверно образованная форма.

0 баллов – задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказы выполнения задания.

2.3. Образование притяжательных прилагательных.

Материал для исследования: слова, словосочетания, предметные картинки

I. Инструкция: «Как сказать: чьи ухо, нос, лапа у животных? Например, кошка – кошачье кошачий кошачья»

ухо нос лапа

медведь – ... ... ...

волк – ... ... ...

белка – ... ... ...

собака – ... ... ...

лиса – ... ... ...

заяц – ... ... ...

лев – ... ... ...

II. Инструкция: «Как сказать: чей дом? Чье гнездо? Чья вещь? Чей след? Например, гнездо орла – орлиное».

# ружье охотника –

# дупло белки –




# клюв птицы –

# берлога медведя –

# хвост рыбы –

# гнездо воробья –

# яйцо курицы –

# следы зайца –

# следы волка –

# свисток милиционера –

2.4. Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных.

Материал для исследования: словосочетания, предметные картинки с изображением одинаковых по цвету, но разных по величине предметов.

Инструкция: «Как сказать про маленький предмет? Например, дом желтый, а домик? – желтенький».

# Лиса рыжая, а лисенок –

# Волк серый, а волчонок –

# Шуба пушистая, а шубка –

# Сапоги зеленые, а сапожки –

# Звезда красная, а звездочка –

# Машина белая, а машинка –

# Огурец соленый, а огурчик –

# Яблоко вкусное, а яблочко –

3. Образование названий детенышей животных.

Материал для исследования: слова, предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

Инструкция: «Как назвать одного детеныша у животных? Как назвать если их несколько? Например, у овцы – ягненок, а если их несколько, то – ягнята».

один несколько один несколько

у кошки – ... ... у коровы – ... ...

у собаки – ... ... у козы – ... ...

у курицы – ... ... у льва – ... ...

у утки – ... ... у волка – ... ...

у лисы – ... ... у птицы – ... ...

4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Материал для исследования: парные сюжетные картинки с изображением действий: в стадии выполнения и в стадии завершения действия.

Инструкция: «Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал».

# Этот пишет, а этот уже ...



# Этот снимает, а этот уже ...

# Этот вешает, а этот уже ...

# Этот стирает, а этот уже ...

# Этот режет, а этот уже ...

# Этот пилит, а этот уже ...

# Этот льет, а этот уже ...

# Этот ест, а этот уже ...

# Этот умывается, а этот уже ...

# Этот моет, а этот уже ...

5. Словообразование профессий женского рода.

Материал для исследования: слова или предметные картинки с изображением разнообразных профессий.

Инструкция: «Скажи, как будет называться профессия, если ее выполняет женщина?»

# учитель – ...

# певец – ...

# воспитатель – ...

# портной – ...

# продавец – ...

# крановщик – ...

# каменщик – ...

# артист – ...

# повар – ...

# проводник – ...

6. Словообразование по дефиниционному типу.

Материал для исследования: словосочетания, которые нужно заменить одним словом. Например, «чинит сапоги – сапожник», «собирает грибы – грибник», «пилит дрова – пильщик».

Инструкция: «Скажи, как называют человека, который ...?»

# водит машину – ...

# играет в теннис – ...

# водит поезд – ...

# ловит рыбу – ...

# подстригает волосы – ...

# сочиняет стихи – ...

# играет на скрипке – ...

# играет в футбол – ...

# чинит часы – ...

# ведет самолет – ...

7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.

Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий и пары слов (глаголов).

Сюжетные картинки: Пары слов:

мальчик залез на дерево залез – облез

мальчик перешел дорогу перешел – обошел

заяц обогнал волка прогнал – обогнал

мальчик разбил вазу разбил – пробил

птичка вылетела из клетки влетела – вылетела

дети поливают огород заливают – поливают

мальчик порвал рубашку порвал – сорвал

мама пришила пуговицу пришила – вышила

мама стирает белье моет – стирает

мальчик спускается по лестнице поднимается – спускается

Инструкции:

1. Посмотри на картинку.

2. Послушай два слова. Одно из них подходит к картинке, например, на картинке девочка развесила белье. Два слова – «развесила» – «обвесила», какое слово подходит?

3. Назови слово.

4. Произнеси все предложение.

Для иллюстрации результатов исследования словаря приводим график № 5, на котором отражается степень сформированности пассивного и активного словаря, состояние семантической структуры слова и лексической системности, а также специфика словообразовательных процессов у ребенка со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня, обучающегося в логопедической группе по программе ОНР (возраст 6 лет 3 мес.).

График № 5





Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 1128; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10902 - | 7414 - или читать все...

Читайте также:

 

35.172.195.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.