IV. Исследование словообразования

1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных:

Материал для исследования: слова, предметные картинки.

Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?»

таз – ухо – лист – снег –

гриб – лиса – дом – окно –

грузовик – солнце – кружка – кольцо –

одеяло – береза – дерево – стакан –

Критерии оценки (для всех заданий):

4 балла – все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно.

3 балла – задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции.

2 балла – задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи.

1 балл – задания выполнены правильно в пределах 25%, после стимулирующей помощи. Большинство ответов – неверно образованная форма.

0 баллов – задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказы выполнения задания.

2. Образование прилагательных.

2.1. Образование относительных прилагательных (из чего сделано?)

Материал для исследования: словосочетания.

Инструкция: «Если предмет сделан из..., например из стекла, то он какой? – стеклянный».

компот из яблок – лист клена –

горка изо льда – кубик из дерева –

салат из моркови – шишка ели –

суп из грибов – куртка из кожи –

варенье из малины – стакан из стекла –

2.2. Образование качественных прилагательных.

Материал для исследования: слова, словосочетания.

Инструкция: «Какой,..., например, день, если днем жарко?»

жарко – мороз –

душно – снег –

солнце – дождь –

ветер – туман –

холодно – пасмурно –

Критерии оценки:

4 балла – все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно.

3 балла – задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции.

2 балла – задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи.

1 балл – задания выполнены правильно в пределах 25%, после стимулирующей помощи. Большинство ответов – неверно образованная форма.

0 баллов – задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказы выполнения задания.

2.3. Образование притяжательных прилагательных.

Материал для исследования: слова, словосочетания, предметные картинки

I. Инструкция: «Как сказать: чьи ухо, нос, лапа у животных? Например, кошка – кошачье кошачий кошачья»

ухо нос лапа

медведь –.........

волк –.........

белка –.........

собака –.........

лиса –.........

заяц –.........

лев –.........

II. Инструкция: «Как сказать: чей дом? Чье гнездо? Чья вещь? Чей след? Например, гнездо орла – орлиное».

# ружье охотника –

# дупло белки –

# клюв птицы –

# берлога медведя –

# хвост рыбы –

# гнездо воробья –

# яйцо курицы –

# следы зайца –

# следы волка –

# свисток милиционера –

2.4. Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных.

Материал для исследования: словосочетания, предметные картинки с изображением одинаковых по цвету, но разных по величине предметов.

Инструкция: «Как сказать про маленький предмет? Например, дом желтый, а домик? – желтенький».

# Лиса рыжая, а лисенок –

# Волк серый, а волчонок –

# Шуба пушистая, а шубка –

# Сапоги зеленые, а сапожки –

# Звезда красная, а звездочка –

# Машина белая, а машинка –

# Огурец соленый, а огурчик –

# Яблоко вкусное, а яблочко –

3. Образование названий детенышей животных.

Материал для исследования: слова, предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

Инструкция: «Как назвать одного детеныша у животных? Как назвать если их несколько? Например, у овцы – ягненок, а если их несколько, то – ягнята».

один несколько один несколько

у кошки –...... у коровы –......

у собаки –...... у козы –......

у курицы –...... у льва –......

у утки –...... у волка –......

у лисы –...... у птицы –......

4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Материал для исследования: парные сюжетные картинки с изображением действий: в стадии выполнения и в стадии завершения действия.

Инструкция: «Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал».

# Этот пишет, а этот уже...

# Этот снимает, а этот уже...

# Этот вешает, а этот уже...

# Этот стирает, а этот уже...

# Этот режет, а этот уже...

# Этот пилит, а этот уже...

# Этот льет, а этот уже...

# Этот ест, а этот уже...

# Этот умывается, а этот уже...

# Этот моет, а этот уже...

5. Словообразование профессий женского рода.

Материал для исследования: слова или предметные картинки с изображением разнообразных профессий.

Инструкция: «Скажи, как будет называться профессия, если ее выполняет женщина?»

# учитель –...

# певец –...

# воспитатель –...

# портной –...

# продавец –...

# крановщик –...

# каменщик –...

# артист –...

# повар –...

# проводник –...

6. Словообразование по дефиниционному типу.

Материал для исследования: словосочетания, которые нужно заменить одним словом. Например, «чинит сапоги – сапожник», «собирает грибы – грибник», «пилит дрова – пильщик».

Инструкция: «Скажи, как называют человека, который...?»

# водит машину –...

# играет в теннис –...

# водит поезд –...

# ловит рыбу –...

# подстригает волосы –...

# сочиняет стихи –...

# играет на скрипке –...

# играет в футбол –...

# чинит часы –...

# ведет самолет –...

7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.

Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий и пары слов (глаголов).

Сюжетные картинки: Пары слов:

мальчик залез на дерево залез – облез

мальчик перешел дорогу перешел – обошел

заяц обогнал волка прогнал – обогнал

мальчик разбил вазу разбил – пробил

птичка вылетела из клетки влетела – вылетела

дети поливают огород заливают – поливают

мальчик порвал рубашку порвал – сорвал

мама пришила пуговицу пришила – вышила

мама стирает белье моет – стирает

мальчик спускается по лестнице поднимается – спускается

Инструкции:

1. Посмотри на картинку.

2. Послушай два слова. Одно из них подходит к картинке, например, на картинке девочка развесила белье. Два слова – «развесила» – «обвесила», какое слово подходит?

3. Назови слово.

4. Произнеси все предложение.

Для иллюстрации результатов исследования словаря приводим график № 5, на котором отражается степень сформированности пассивного и активного словаря, состояние семантической структуры слова и лексической системности, а также специфика словообразовательных процессов у ребенка со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня, обучающегося в логопедической группе по программе ОНР (возраст 6 лет 3 мес.).

График № 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: