Риторика Древней Руси (XI – XVII в.в.)

Дидактическое красноречие Древней Руси начиналось на площадях старинных русских городов, где на сходах все вместе решали вопросы войны и мира, гражданского согласия и торговли.

Произведения наставительного характера обычно назывались терминами поучение, беседа и слово, писались для молодежи и учеников и произносились вслух чаще всего на разговорном обиходном древнерусском языке, но всегда содержали элементы церковно-славянского языка. К таким произведениям относятся «Поучение Владимира Мономаха» (нач. XII в.), «Житие Сергия Радонежского» (1418 г.), «Житие протопопа Аввакума» (1673 г.).

Один из выдающихся древнерусских ораторов, Кирилл Туровский, оставил образцы ораторского искусства своего времени в виде поучений и проповедей, обращенных к прихожанам. Его имя осталось в истории русского красноречия благодаря таким качествам, как просвещенность, образованность, знание тонкостей ораторского искусства и психологии слушателей.

В XI в. на Руси уже были известны имена многих знаменитых церковных ораторов. Среди них, например, имя Иоанна Златоуста (в старославянском переводе насчитывалось более 200 его речей). У него и у многих других античных, византийских мастеров учились древнерусские ораторы. Однако до XVII в. учебники риторики на Руси отсутствуют. Риторические понятия обозначены множеством терминов: ветийство/витийство, риторикия (риторика – только в XVII в.), благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрославие, златоустие, сладкоречие, красноречие, хитроречие и др.

Первый русский учебник риторики известен под названием «Риторика» Макария. Он датирован 1620 г. (Перевод лат. «Риторики» Филиппа Меланхтона - нем. гуманиста (издан в 1577 г. во Франкфурте). Автор перевода неизвестен. Авторство приписывают новгородскому митрополиту Макарию). В русской истории – это окончание Смутного времени, начало царствования династии Романовых, установление новой государственности.

Это время требует реорганизации и в области образования, но настоящий перелом в содержании риторики смог произойти только с началом петровских преобразований.

Петровский период (конец XVII в. – I пол. XVIII в.)

В это время появляются такие известные труды, как «Риторика» М.И. Усачева (1699 г.), риторическое сочинение (на латинском языке) Ф. Прокоповича (сподвижника Петра I), которое было им создано в начале XVIII в. и представляло собой запись лекционного курса, прочитанного им в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: