Российское образование и тенденции мирового развития

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства.

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Однако ее преимуществ могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована пользующаяся широкой поддержкой общественности общенациональная образовательная политика, если государство не восстановит свою ответственность и активную роль в этой сфере, не проведет глубокую и всестороннюю модернизацию образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальная прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [63, 3].

Образовательная политика, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития.

К числу основных современных тенденций мирового развития, обуславливающих существенные изменения в системе образования, относятся:

- ускорение темпов развития общества и как следствие – необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

- рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Новые цивилизационные вызовы закономерно приводят многие страны к новому «образовательному буму», к волне глубоких реформ систем образования – это происходит в таких разных странах, как США и Великобритания, Китай, страны Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Америки и т.п. Проводимые за рубежом образовательные реформы ориентированы на текущие и перспективные потребности общества, эффективное использование ресурсов, в том числе самих систем образования.

Несмотря на своеобразие и уникальность национальных образовательных систем, можно выделить общие для всех тенденции развития образования:

- гуманизация образования, предполагающая радикальное изменение его основной функции; значительное повышение педагогической культуры всего общества; признание за обра­зованием основной роли в развитии личности, становлении ее духовной и профессиональной самоценности; высокий уровень научно-методического, психологического и социального обслуживания образования; учет индивидуальных особенностей каждого обучаемого, применение широкого спектра дифференцированных форм организации учебно-воспитательного процесса и новых педагогических технологий; социальная востребованность образования как основной стимул к его приобретению, пополнению, обновлению, использованию;

- гуманитаризация образования, нацеленная на освоение общечеловеческих ценностей и вершинных достижений мировой науки и культуры; формирование мировоззрений, предполагающих приоритет общечеловеческих ценностей, уважение и знание разных культур, понимание их общности и различий; овладение разными языками как средством общения, обеспечивающим взаимодействие людей; оптимальное сочетание национального языка с языками других народов, государств;

- экологизация образования, предполагающая переориентацию содержания образования с парадигмы предметно-научных знаний (т. е. узкопредметного анализа действительности) на экологические парадигмы: интегрированные научные знания, идеи, принципы, ноосферы, обеспечивающие глобальное видение мира; синергитизм, в основе которого лежит сотрудничество, взаимопомощь и неагрессивность, что способствует развитию лучших качеств человека и создает условия для и становления, проявления; системность, целостность в анализе явлений природы, культуры, общества; отказ от идеи господства человека над природой, переход на идею гармонии и взаимозависимости развития человека и природы; анализ антропологического и социологического подхода к развитию личности, соотношения биологического и социального. Это тем более актуально, что во всем мире происходит переход от индустриального к эколого-информационному обществу XXI века как закономерного этапа развития социума. Происходит пересмотр ценностей и особое внимание уделяется анализу фундаментальных связей и закономерностей, характеризующих процессы взаимоотношений человека и биосферы, т.е. социально-экологическая проблема на определенном этапе осознания феномена глобальных проблем занимает доминирующее место в иерархии ценностей современной цивилизации. Лидирующее место приобретают науки, имеющие в большей мере традиционную экологическую направленность и потенциальную возможность способствовать разрешению противоречий в системе «человек-биосфера». Следовательно, образовательный процесс в учебных заведениях должен содержать разделы в виде суммы знаний, которые в производственной сфере помогут человечеству биологически выжить.

Важное место в разработке экологизации образования должно занять формирование ответственности за свои действия, их прогноз, коррекция, оценка и т. п. Основу экологизации образования должны составлять не столько научные знания, сколько реальные поступки людей во взаимодействии с природой. Экологическая культура, формируемая через экологизацию образова­ния, должна включать, элементы экономики, права, этики и эстетики, что должно быть обеспечено построением новых учебных курсов. Сейчас трудно найти природную среду, свободную от влияния человека. В равной мере трудно представить человека, свободного от природных воздействий. Органическое единство человека и природы, осуществляемое на разных уровнях, должно составить основу экологизации образования;

- информатизация образования определяет современные пути обработки поступающей информации, облегчает человеку условия этой обработки, обеспечивает освобождение его умственной энергии от рутинных (вычислительных, графических) навыков; создает предпосылки для эффективного общения (электронная почта, прием и передача информации), для моделирования различных технологических процессов, ситуаций, возникающих в природе и обществе. Информатизацию образования можно отнести к общему элементу образовательной программы, т. к. ее основная функция - обеспечить взаимодействие любой образовательной программы и по вертикали, и по горизонтали;

- демократизация образования, ориентированная на создание широкого спектра различных по характеру, содержанию деятельности, формам управления и взаимодействия типов учебно-воспитательных учреждений.

Россия не может и не должна оставаться в стороне от подобных общемировых тенденций. Отечественная система образования призвана поддержать место России в ряду ведущих стран мира, ее международный престиж как страны, которая всегда отличалась высоким уровнем культуры, науки, образования. Этот престиж должен найти свое выражение не только в общественном признании, но и в активном экспорте образовательных услуг.

Этими обстоятельствами обусловлено вступление России в 2003 году в Болонский процесс, что во многом определило характер модернизации российского образования.

Какое место сможет занять система образования России в новом глобализирующемся мире в связи с вступлением в Болонский процесс? В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена задача выхода профессионального образования на международный уровень [64, 24].

Что даст это России? Во-первых, неоспоримый экономический эффект от экспорта образовательных услуг. Во-вторых, политическая целесообразность, которая состоит в увеличении доли иностранных студентов в российских вузах. В-третьих, безусловно, положительным фактом. По мнению ряда исследователей (Г.А.Ключарев, А.Л.Андреев, М.Л.Агронович, Е.И.Огарев) является распространение русского языка на европейском пространстве в результате академических обменов студентами и преподавателями. Уже сейчас, с учетом вхождения новых членов в Европейский Союз, русский язык понимают 11% европейцев, это больше, чем понимающих французский язык (10%) [103, 33]. Вместе с тем интеграция систем высшего профессионального образования в рамках Болонского процесса порождает немало вопросов и противоречий в российской образовательной политике. Проблемы соотношения профессионального и общего образования, содержания высшего профессионального образования, проблема «утечки мозгов» сегодня очень актуальны и требуют соответствующего внимания со стороны государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: