Из направлений модернизации

Для России последнего десятилетия характерны две, на первый взгляд противоречивые тенденции. С одной стороны, наша страна постепенно возвращается в лоно мировой цивилизации, что ярко отразилось и на всей системе образования, закрытой ранее для заимствования передового опыта других стран. С другой – в России возрождаются лучшие отечественные традиции, глубинные пласты культуры. Связующим элементом между этими двумя процессами может стать и уже становится образовательная система.

Принятие в 1991 г. Закона «Об образовании» Российской Федерации создало ряд необходимых условий воссоздания социокультурной ситуации характерной для нашей страны конца девятнадцатого – начала двадцатого веков, и, более того, создало возможности для использования достижений всех предшествующих реформ. «России нужна сегодня продуманная Национальная стратегическая доктрина в области образования, ориентирующая государственную политику на приоритетное развитие образовательной сферы. Она должна быть положена в фундамент будущего благополучия и национальной безопасности страны с учетом того, что система образования: обладает способностью активно воздействовать на развитие материального и духовного производства; формирует основную силу общества – работников производства; оказывает активное воздействие на процессы изменения социальной структуры; является важнейшим средством передачи молодежи нравственных ценностей, выработанных ее предшественниками; формирует политические взгляды людей и прививает первоначальные навыки общественной деятельности, дает им основы политической и правовой культуры» [12, 21].

Продолжение традиций отечественного образования предполагает знание его особенностей. В первую очередь следует отметить, что система образования в России формировалась по инициативе сверху и предназначалась для выполнения государственного заказа. Современные попытки превратить российскую систему образования в частную не учитывают того, что она развивалась, благодаря государственной поддержке; она исторически и генетически запрограммирована на это. Для смены же устоявшейся тенденции необходим определенный период, поскольку быстрый переход от бюджетного финансирования к платному образованию может привести всю образовательную систему к краху. Одним из следствий тяжелого положения, в которое попало наше образование, является также активная миграция наших ученых и молодых специалистов за границу. Вот почему государственная политика в области образования на ближайшем этапе должна быть направлена на сохранение лучшего интеллектуального слоя страны.

Наиболее заметно подверглась изменениям за последнее время система социально-гуманитарного образования. Она получила распространение во всех вузах страны, и в целом была одобрена преподавателями и студентами. Сегодня в вузах России преподается около десятка дисциплин этого цикла (культурология, социология, политология, правоведение и др.), однако их изучение работает в основном на расширение информированности учащихся. Задача сегодня состоит в том, чтобы постоянно усиливать личностную мировоззренческую компоненту. Знание этих дисциплин должно помочь обучающимся не только познакомиться с мировым культурным опытом и выработать свое отношение к нему, но также определить свое место в обществе.

В данном контексте особую роль приобретает проблема взаимоотношений образования и идеологии. Эта проблема является одной из острейших, поскольку затрагивает все стороны современного образования в России. Постановка вопроса о деидеологизации его не совсем оправдана, поскольку в этом случае мы автоматически снимаем воспитательную функцию образования. Однако идейную основу должны составлять интересы не отдельных политических групп, а всего общества, то есть ценности мировой и отечественной культуры. Если мы возьмем любую из стран, не пережившую таких социальных катаклизмов, как Россия, то сможем четко проследить идеологическую направленность всего учебного процесса. Учитывая роль системы образования в жизни общества, понятно, что она может быть важным консолидатором всех политических сил страны. Однако российские политики пока еще не до конца осознали, насколько принципиальным является их отношение к проблеме реформирования образовательной сферы страны.

Еще один комплекс проблем государственной политики в области образования состоит в изменении социальной ориентации учебных заведений. Известно, что образование советского периода целиком определялось требованиями, задававшимися централизованной плановой экономикой. В настоящий момент необходимо использовать определенные достижения предыдущей системы, с тем, чтобы она смогла удовлетворить новые потребности непланового рынка труда и открытого общества. Этот процесс, протекающий в период экономической перестройки и, с учетом значительного количества людей, интересы которых непосредственно затрагиваются образованием, повлечет за собой значительные социальные последствия.

Сегодняшняя ситуация в сфере образования России определяется также тремя внешними проблемами, которые лежат вне поля ее собственного влияния: 1) экономическими невзгодами, связанными с переходом к рыночной экономике; 2) новыми взаимоотношениями бюджетов Центра и регионов, в рамках которых были дестабилизированы источники финансирования системы образования; 3) быстрым «моральным износом» учебных программ, которые первоначально разрабатывались для подготовки специалистов, обеспечивающих закрытую экономику с централизованным планированием.

Несмотря на серьёзнейшие проблемы в экономической области, главным результатом реформирования в России за последние годы является то, что образовательная сфера сохранила свои основные достижения. Более того, по отдельным направлениям она получила даже новые импульсы в развитии. Однако чрезмерная стандартизация образования и образовательной политики в нашей стране привела к тому, что сфера образования просто перестала быть предметом самодеятельной творческой активности регионов, как на уровне субъектов управления, так и на уровне непосредственных участников образовательного процесса. Решение проблемы координации действий государства и регионов в ведении образовательной политики представляется самой актуальной на сегодняшний день. Пока же мы вправе говорить о двух различных во многом направлениях деятельности, что, безусловно, осложняет общественную ситуацию в стране. Сегодня оказывается, что сами образовательные потребности жителей региона еще нужно развивать, что крайне низок уровень, во-первых, осознания и, во-вторых, заявления образовательных потребностей.

Политика излишней, неоправданной централизации образования советского периода породили целый ряд противоречий: а) между унификацией содержания образования и становлением, развитием и самоопределением личности в конкретных региональных условиях; б) между единообразием государственного заказа, формируемого из центра, и тенденциями развития региона, своеобразием становящихся региональных образовательных потребностей; в) между централизацией управления образованием и необходимостью регионального подхода в принятии управленческих решений.

Выход из создавшейся ситуации, по нашему мнению, только на пути регионализации образования, поскольку это является необходимым механизмом развития образования в современной России. Конструктивная региональная политика в области образования, в отличие от консервативной региональной политики, в своем основном содержании принципиально демократична. Главная цель регионализации образования – поворот системы образования к конкретным и реальным носителям образовательных потребностей, целей и ценностей образования; учет разнообразия и различных форм взаимодействия: 1) частных, 2) региональных, 3) федеральных интересов.

Процесс регионализации образования должен завершиться, когда будут выработаны региональные образовательные стандарты. Однако, в этой связи, вряд ли правомерно говорить в принципе о завершении процесса регионализации образования, поскольку «регионализация образования – это процесс постоянного развития образования в соответствии с образовательными потребностями жителей региона, предел которым поставить нельзя. Таким образом, можно говорить лишь об относительной завершенности регионализации образования, об этапах развития региональной политики в области образования. В регионах идет процесс формирования аттестационных служб, которые в зависимости от местных особенностей и возможностей различаются по организационно-правовым формам, структурам и функциям…».

Важно выделить еще один аспект в понимании регионализации образования. Внутри региона регионализация образования не может быть сведена к, так называемой регионализации идущей сверху, от департамента образования. Регионализация предполагает становление регионального образовательного пространства через координацию действий его различных субъектов, через развитие многообразных инициатив, становление реальной свободы и плюрализма форм образования и образовательных услуг. Глубинной же основой регионализации является процесс становления гражданского общества как системы взаимодействующих групп и общностей людей, свободно строящих программы своей деятельности, не подчиненных контролю бюрократических структур, определяющих свои отношения в соответствии с выработанными договорными нормами.

Суть управленческой политики в области регионализации образования заключается в создании условий для демократизации образовательных отношений, для развития местной инициативы, в стратегии формирования демократичного регионального образовательного пространства. Однако самые сложные проблемы региональной политики открывается в том случае, как только затрагиваются вопросы содержания образования. И в этой связи можно выделить несколько подходов к пониманию сути процесса регионализации образования. Сущность первого подхода состоит в следующем. Регионализация образования – это процесс, который не касается содержания образования. Содержание образование разрабатывается по-прежнему централизовано и в современных условиях является функцией федерального уровня, прерогативой же региональной политики становятся, в этом случае, только формы и механизмы реализации федеральных образовательных стандартов в региональных условиях, осуществление системы управленческих действий по обеспечению качества образования, соответствующего федеральным стандартам. Аргументация такой позиции следующая. Во-первых, децентрализация в вопросах содержания образования может привести к тому, что образование, полученное в различных городах, может быть несопоставимо. Так же как и методы работы педагогов в различных областях. Во-вторых, базовый стандарт, определяемый сегодня на федеральном уровне, не затрагивает как раньше пути для варьирования содержания на местах, и нужно сконцентрировать усилия на повышении качества образования. В-третьих, бессмысленно говорить о регионализации содержания образования, например, по таким предметам, как математика, физика и т.д.

Другой подход заключается в том, что развитие содержания образования является основным элементом процесса регионализации образования. В этом случае, регионализация образования – это постоянный процесс совершенствования, развития содержания образования (его целей, ценностей, культуры, смысловых установок и технологии образования), источник которого в непрерывном и открытом характере взаимодействия образовательного пространства с динамикой развития региональных процессов. Субъекты федерации впервые получают возможность через развитие образования влиять на развитие регионов.

Стандарт образования, как известно, определяет нижнюю планку обязательных требований, это тот необходимый и достаточный минимум, который открывает возможность для движения по новым образовательным ступеням. Естественно, что федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России. На его основе разрабатываются региональные учебные планы и учебные планы школ, отражающие особенности конкретных образовательных учреждений. Они обеспечивают специфические потребности и интересы населения региона в области образования, включает ту часть образования, в которой отражено региональное своеобразие культуры ее народов.

Мы исходим из утверждения, что региональная образовательная система – это совокупность учебно-воспитательных учреждений географического района, созданная с учетом социально-экономической структуры региона, его традициями и особенностями и направленная на удовлетворение потребностей населения в разных видах образования с учетом гуманистических ценностей и культурной самобытности каждого человека. Вместе с тем, педагогические исследования показали, что наряду с внешней адаптированностью СО, ориентированной на запросы общества, в современных условиях особое значение приобретает внутренне ориентированная адаптивность системы, удовлетворяющая запросы личности.

Как известно, развитие СО определяется различными факторами: политическими, социально-экономическими и педагогическими. Вот почему критерии СО и их разработка имеют значение для оценки всей совокупности ее элементов и связей между ними. Среди социально-экономических критериев, можно выделить следующие: уровень удовлетворения потребностей народного хозяйства в кадрах за счет их подготовки; ступень соответствия материальной базы учебно-воспитательных учреждений потребностям населения в различных видах образования; возможность получения образования молодежью при оптимальном уровне учебной миграции; степень достижения рационального уровня текущих и капитальных затрат на развитие образования; обеспеченность квалифицированными специалистами разного профиля.

Особую значимость имеют педагогические критерии, по которым можно судить о целесообразности и эффективности педагогической системы, лежащей в основании модели развития региональной образовательной системы. Выделение принципов, положенных в основу создания ее в нашем исследовании, важно, поскольку в каждом регионе такая система может иметь разное наполнение в соответствии с принципом культуросообразности, влиянием традиций, физико-географических особенностей региона (ландшафта, рельефа), населения, его национального состава, особенностей развития хозяйства и культуры не только на совокупность учебных заведений района. Принципиальное значение имеют педагогические идеи, которые определяют содержание и деятельность этих заведений. Реализация регионального компонента содержания в большинстве учебных предметов (литература, история, география, биология, физика, изобразительное искусство и др.) позволяет отразить в РОС диалектическое единство национального и интернационального, глобального и локального, общих и личных интересов.

Основой построения региональной образовательной системы (РОС) может стать девиз Берлинского конгресса педагогов: «Мыслить глобально, действовать локально», т.е. обучать учащихся так, чтобы, усваивая общечеловеческие категории, они сумели их соотнести с местным материалом в целях преобразования своего региона. Таким образом, развивая понятийный аппарат региональной образовательной системы, мы дали определение исследуемому понятию и вычленили ее свойства, критерии эффективности, принципы построения и развития. На этой теоретической основе подошли к конструированию региональной образовательной системы. Она включает в себя три подсистемы РОС, условно названных нами подсистемами целей, средств и результатов.

Во-первых, в подсистеме целей раскрывается связь между целями СО и задачами по их реализации. Основная цель СО – обеспечение права личности на получение образования в соответствии с ее интересами и способностями. С этой целью непосредствен но связаны задачи, которые надо решить для ее достижения: определение потребностей региона в уровне образования; определение ожиданий населения; определение государственного стандарта знаний; определение типов учебно-воспитательных учреждений. Решение этих задач позволит преодолеть противоречие между объективной необходимостью конкретизации целей воспитания, обучения и развития на каждой ступени образования и их обобщенными формулировками, что приведет к выбору адекватных средств достижения конечной цели образования.

Во-вторых, подсистема средств включает те средства системы образования, которые определяются на основе анализа оптимальных и реально возложенных затрат на функционирование каждого звена системы. К ним относятся госбюджет, выделяемый на развитие СО; правовые документы, юридически закрепляющие права и обязанности различных учреждений системы. Наряду с социально-экономическими средствами к этой подсистеме следует отнести педагогическую систему, научно-обосновывающую пути построения необходимой совокупности учебно-воспитательных учреждений.

В-третьих, подсистема результатов включает именно эту совокупность учреждений, оптимальную на данный момент развития региона. К ним относятся государственные и альтернативные учебные заведения, учебно-производственные комплексы, институты повышения педагогической квалификации и т.д.

Итак, региональная образовательная система представляет собой метасистему, каждая подсистема которой призвана способствовать достижению конечной цели образования – развитию личности с учетом потребностей и способностей. Сбалансированность интересов личности, региона и всей России является залогом успеха образования в целом в двадцать первом веке.


Вопросы для самоконтроля

(к главе 3)

1. Из каких основных компонентов состоит система образования?

2. Перечислите основные типы образовательных учреждений в системе образования России.

3. Какой нормативный документ определяет содержание общего образования? Раскройте его структуру.

4. Какой нормативный документ определяет содержание профессионального образования?

5. Назовите основные правовые акты реформирования системы образования в России.

6. Раскройте суть понятий «реформирование» и «модернизация». Укажите их различия.

7. Что предполагает идея непрерывного образования?

8. Раскройте основные тенденции в сфере образования современной России.

9. Что такое региональное образовательное пространство?

10. В чем отличия гуманизации образования от гуманитаризации образования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: