1. Академическая активность – возможность учащихся в ходе получения образования выбирать самостоятельно образовательную траекторию.
2. Гуманизация образования – тенденция современного образования, предполагающая значительное повышение педагогической культуры общества в целом, признание за образованием основной роли в развитии личности, становлении ее духовной и профессиональной самоценности; учет индивидуальных особенностей учащихся в применении широкого спектра образовательного процесса; социальная востребованность образования как основной стимул к его приобретению, обновлению и использованию.
3. Гуманитаризация образования – тенденция современного образования, нацеленная на освоение общечеловеческих ценностей; формирование мировоззрения, предполагающего приоритет общечеловеческих ценностей, уважение и знание различных культур, понимание их общности и различий.
4. Диверсификация образования – наличие разнообразных по характеру и содержанию деятельности образовательных учреждений, программ обучения, образовательных дисциплин и специализации.
5. Демократизация образования – тенденция современного образования, ориентированная на создание широкого спектра различных по характеру, содержанию деятельности, формам управления и взаимодействия типов учебно-воспитательных учреждений.
6. Информатизация образования – тенденция современного образования, определяющая новейшие пути обработки, хранения и трансляции поступающей информации, освобождающая умственную энергию обучаемого от рукописных приемов, способствующая получению новых знаний и формированию информационной культуры современного школьника.
7. Информационная культура – выступает в двух аспектах: технико-технологическом и социальном. В технико-технологическом аспекте – знание о технических информационных средствах и оптимальных способах их использования для получения, обработки, хранения, трансляции информации. В социальном аспекте – система социальных отношений, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой, способствующая расширению интеллектуального пространства личности, ее ориентированности в реалиях современного миропорядка.
8. Индивидуальная образовательная траектория – выбор учащимися различных форм получения образования посредством изучения элективных курсов, обучения в специализированных классах, в разнообразных типах образовательных учреждений.
9. Личностно-ориентированное обучение – педагогический подход и метод в образовании, предполагающий максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка через вовлечение в различные виды образовательной деятельности, обеспечивающий активизацию процессов саморазвития и самообразования.
10. Контекстное обучение – модель получения профессиональных знаний в контексте практического действия, приближенного к предметной практической ситуации.
11. Ноосферное образование – ведение мира в его целостности и взаимосвязи, включающее в себя несколько аспектов: научное сознание – готовность определять границы своей компетентности, получать и верифицировать знания. Правильно применять их в жизненной практике. Феноменологическое сознание – отношение ко всем естественным и социальным организмам как к живым. Эколого-информационное сознание – понимание органического единства мира и невозможности совершения действий в одном элементе без последствий для остальных. Гуманистическое сознание – понимание ценности каждой культуры, каждой личности и каждого природного организма, уважительного отношения к ним, стремление к солидарности с другими людьми, покровительственное (в противовес потребительскому) отношение к природе.
12. образование как социальный институт, реализующий в процессе взаимодействия социальных общностей функции социализации, воспроизводства социального опыта, развития личности и общественных структур (экономических, социальных, политических).
13. Образовательная потребность – мера нуждаемости потребителей образования в различных видах и формах образовательной деятельности, возникающие по мере изменения социально-экономических условий.
14. Образовательные услуги – механизм удовлетворения образовательных потребностей, предлагаемый населению для приобретения определенных знаний и умений по мере формирования социального заказа, адресованного системе образования.
15. Педагогическая рефлексия – обращенность сознания учителя на самого себя, учет представлений учащихся о его деятельности и о том, как учитель понимает эту деятельность (осознание учителем себя с точки зрения учащихся в меняющихся ситуациях).
16. Проективное обучение – одна из современных дидактических технологий, ориентированная на формирование способности учащихся создавать новое знание из получаемой информации, моделирования проекта-замысла решения проблемы, имеющей для обучаемого важное значение.
17. Развивающее обучение – формирование у учащихся теоретического мышления и опыта самостоятельной творческой поисковой деятельности, на основе развития навыков самообучения, самоорганизации и саморазвития.
18. Система образования – институционально признанная система деятельности, связанная с приобщением подрастающего поколения и знанием, соотносимым с теми проблемными ситуациями, через которые общество и образующие его субъекты прошли в своем развитии.
19. Социальное партнерство – конструктивное взаимодействие образовательных и социально-культурных структур, имеющих разные возможности и ресурсы, работающих в едином социальном и образовательном пространстве, осуществляющих коммуникативное деловое общение в целях достижения общих целей.
20. Социальный заказ – требования, выраженные в социальных идеалах и потребностях, предъявляемые обществом к системе образования.
21. Социализация – процесс усвоения личностью образцов поведения общества, формирования личности, ее жизненной позиции на основе воздействия на человека системы образования, а также семьи, СМИ, искусства, социальных групп, продолжающийся в течение всей жизни, охватывающий все сферы деятельности (от игры до труда) и способствующий самореализации, самовыражению и самоутверждению личности.
22. Экологизация образования – тенденция современного образования, предполагающая переориентацию содержания образования с парадигмы предметно-научных знаний (т.е. узкопредметных) на экологические парадигмы: - интегрированные научные знания идеи, принципы ноосферы, обеспечивающие целостное видение мира; - синергитизм, в основе которого лежит сотрудничество, взаимопомощь, неагрессивность, что способствует развитию лучших качеств человека; - отказ от идеи господства человека над природой, переход на идею гармонии и взаимозависимости развития человека и природы; - системность и целостность в анализе явлений природы, культуры и общества.
23. Экологическая культура – система социальных отношений, ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природой среди формируемых в процессе жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому и экологически безопасному развитию страны и каждого человека.
24. Экологическое мышление – преодоление стереотипов потребительского мышления, приемов и методов, т.е. изменение системы экологических отношений, в которую включен человек.
25. Экологическое сознание – совокупность взглядов, теорий и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды.