Задача И

Правильны й ответ: г).

Клю ч евые слова: условный перевод обучающихся в следующий класс.

Образовательному учреждению дано право осуществлять перевод обуча­ющихся на начальной и основной ступени образования в следующий класс при наличии у них академической задолженности по одному предмету. «Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образовательного учреждения» (Закон РФ «Об образова­нии» ст. 17 п. 4).

Если учитель считает, что его ученик, имеющий по результатам учебы за год всего одну «двойку», способен учиться в следующем классе и может ис­править ее в течение следующего учебного года, то этот учитель должен обра­титься с предложением в орган управления образовательным учреждением (чаще всего такое решение принимает Педагогический совет) о переводе этого ученика в следующий класс условно.

Задача 12

Правильный ответ: г).

Клю чевые слова: исключение обучающегося из образовательного учреждения.

Закон РФ «Об образовании» запрещает исключение из муниципальной общеобразовательной школы обучающихся, не достигших четырнадцатилет­него возраста. Исключение обучающихся допускается только при достижении ими возраста 14 лет, и только за совершение ими противоправных действий и грубые нарушения устава образовательного учреждения. Закон формулирует это следующим образом: «...по решению органа управления образовательно­го учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднок­ратные нарушения устава образовательного учреждения допускается исклю­чение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших воз­раста четырнадцати лет» (Закон РФ «Об образовании» ст. 19 п. 7).

Перечни противоправных действий и нарушений устава, за которые обра­зовательное учреждение имеет право исключать обучающихся, должны быть установлены уставом образовательного учреждения. Эти перечни причин,


I


Часть вторая. Ответы и комментарии

которые являются основаниями для исключения обучающихся из образова-iильного учреждения, должны быть достаточно весомыми, чтобы с их помо­щью не нарушалось право граждан на образование.

Исключение обучающихся, не достигших четырнадцатилетнего возраста, и i образовательного учреждения не должно иметь место. Запрещается и ис­ключение по причинам, не указанным в уставе образовательного учреждения.

Задача 13

Правильный отве т: в).

К лючевые слова: аттестация обучающихся.

Понятие «текущий контроль успеваемости» не идентично понятию «теку­щая аттестация».

Аттестация всегда предполагает какие-либо административные решения по се результатам. Например, перевод в следующий класс, выдачу аттестата, уста­новление разряда, квалификационной категории и т. п. Выставление оценок по темам, оценок за четверть не предполагает принятия каких-либо администра-i ивных решений и, следовательно, в число аттестаций не входит.

Закон РФ «Об образовании» предусматривает в российском образовании два вида аттестации обучающихся и выпускников - промежуточную аттеста­цию обучающихся и государственную (итоговую) аттестацию выпускников. Первое упоминание в Законе РФ «Об образовании» о промежуточной аттеста­ции обучающихся встречается в статье 15. Там сказано: «образовательное уч­реждение самостоятельно в выборе... формы, порядка и периодичности про­межуточной аттестации обучающихся» (п. 3). В пункте 4 той же статьи уста­новлено; что «освоение образовательных программ основного общего, сред­него (полного) общего и всех видов профессионального образования заверша­ется обязательной итоговой аттестацией выпускников».

Пункт 3 статьи 15 Закона свидетельствует, что промежуточная аттестация выпускников, в том числе свободный выбор системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации, относится к компетенции обра­зовательного учреждения. Это не находит своего подтверждения в подпункте 16 пункта 2 статьи 32, где к компетенции образовательного учреждения отнесе­но только непосредственное проведение промежуточной аттестации: «осуще­ствление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обу­чающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона». Статья 13 пункт 1 подпункта 5 д), требую­щая обязательного указания в уставе используемой системы оценок при про­ведении промежуточной аттестации, ее формы и порядка проведения, оконча­тельно лишила образовательное учреждение самостоятельности их выбора. Устав образовательного учреждения - это учредительный документ, утвержда­емый учредителем (Гражданский кодекс РФ ст. 52 п. 1, Закон РФ «Об образова-


 
 

26

Применение Закона РФ «Об образовании»

нии» ст. 13 п. 2). То есть положения, которые в нем имеются, регламентируют­ся, s конечном счете, учредителем, и промежуточная аттестация в их числе.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» «научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготов­ки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управле­ния образованием, в соответствии с государственными образовательными стан­дартами» (ст. 15 п. 5). В настоящее время такая служба не создана, а государ­ственная итоговая аттестация осуществляется в порядке, действовавшим до принятия Закона. Государственный характер итоговой аттестации обеспечива­ется путем правовой и научно-методической регламентации этого процесса на федеральном уровне, а также с помощью государственного контроля за ее проведением.

Задача 14

Прави ль ный ответ: а).

Ключ евые слова: индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.

Закон дает право осуществлять гражданам индивидуальную трудовую педагогическую деятельность (Закон РФ «Об образовании» ст. 48). Под индиви­дуальной трудовой педагогической деятельностью понимается предпринима­тельская педагогическую деятельность гражданина, осуществляемая им без образования юридического лица, сопровождающаяся получением доходов (см. Гражданский кодекс ст. 23, Закон РФ «Об образовании» ст. 48 п. 1).

«Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензирует­ся. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган мес­тного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрацион­ного сбора» (ст. 48 п. 2). Получение разрешения на осуществление этой дея­тельности по основному месту работы, даже если это муниципальное или го­сударственное образовательное учреждение, также не требуется.

Гражданин, осуществляющий индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, должен соблюдать нормы законодательства в области предпри­нимательства и налогового законодательства. Нарушение этих норм влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Фе­дерации. Так, например, весь доход, полученный при осуществлении этой деятельности без регистрации, взыскивается в установленном порядке в пользу соответствующего местного бюджета (Гражданский кодекс. Часть пер­вая ст. 48 п. 3).


I


27

Чисть вторая. Ответы и комментарии..

Задача 15

Правильный ответ: а).

Ключевые слова: медицинское обследование педагогических работников.

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» выдвигает требование: «в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры мо профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучаю­щихся и воспитанников...»(ст. 28 п. 1).

Этот же закон устанавливает, что «в целях предупреждения возникновения II распространения инфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональ­ных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предвари­тельные при поступлении на работу и периодические профилактические ме-шщинские осмотры...» (ст. 34 п. 1).

Аналогичные нормы содержит в статье 213 Трудовой кодекс Российской федерации.

Закон РФ «Об образовании» относит педагогических работников к той кате-i ории, которая в обязательном порядке должна проходить медицинские осмот­ры. Оплату медицинских услуг должен осуществлять учредитель образователь­ного учреждения. (Закон РФ «Об образовании» ст. 51 п. 3).

Руководитель образовательного учреждения обязан не допустить к работе педагогического работника, не прошедшего очередного, бесплатного для это­го работника, медицинского обследования. Это требование Закона РФ «О са­нитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который устанавли­вает: «педагогические работники, отказавшиеся от прохождения медицинско­го обследования, не должны допускаться к работе» (ст. 34 п. 4).

Задача 16

Правильный ответ: б).

К лючевые сл ова: образовательный ценз педагогических работников.

Администрация образовательного учреждения при приеме учителя на работу должна руководствоваться трудовым законодательством.

Трудовой кодекс Российской федерации (ст. 331 абз. 1) и Закон РФ «Об образовании» (ст. 53 п. 1) регламентируют вопросы, связанные с допуском граждан к педагогической деятельности: «к педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовыми положениями об образовательных уч­реждениях соответствующих типов и видов».

Требуемый образовательный уровень (образовательный ценз) педагоги­ческих работников должен устанавливаться, исходя из типа и вида образова-



 
 


29
28

Применение Закона РФ «Об образовании»

тельного учреждения. Так, требования к образовательному уровню учителя старших классов гимназии или лицея будут, вероятнее всего, выше, чем требо­вания, предъявляемые к учителю тех же старших классов общеобразователь­ной школы. Но это только предположение, а нормативные требования к обра­зовательному цензу этих учителей должны быть определены типовыми поло­жениями об образовательных учреждениях соответствующего вида. Действу­ющее Типовое положение об общеобразовательном учреждении не устанав­ливает в этой части какие-либо конкретные ограничения. Поэтому следует ожидать выхода типовых положений, призванных регулировать деятельность конкретных видов образовательных учреждений.

Задача 17

Прав ильны й ответ: г).

Ключ евые слова: требования к уровню подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников должны быть установлены государственными образовательными стандартами (см. Закон РФ «Об образо­вании» ст. 7 п. 1). Пункт 6 той же статьи: «государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования... выпус­кников независимо от форм получения образования» (ст. 7 п. 6). Из этого следует, что требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников, обучавших­ся в школе в очной форме обучения, и к уровню тех, кто осваивал соответствую­щие образовательные программы в форме семейного образования (равно как и в других формах получения образования), должны быть одинаковы.

Задача 18

Пра вильны й ответ: в).

Ключевые слова: прием педагогических работников на работу.

Трудовым кодексом установлено: «к педагогической деятельности в обра­зовательных учрежденях не допускаются лица..., которые имели судимость за определённые преступления (ст. 331 абз. 2).

В Закон РФ «Об образовании» внесены изменения, которые прямым обра­зом ограничивают приём на педагогическую работу лиц, имеющих «неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие пре­ступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР (Закон РФ «Об образовании» ст.53 п.2).

Руководитель общеобразовательного учреждения вправе (и даже обязан) отка­зать в приёме на работу на вакантную учительскую должность гражданину, име­ющему неснятую или непогашенную судимость за указанные в п.2 ст.53 Закона РФ «Об образовании» преступления. Также не должны приниматься на педаго­гическую работу лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда.


I


Часть втор ая. Ответы и комментарии

Лица, имеющие судимость за преступления, не являющиеся умышленны­ми тяжкими и особо тяжкими, и в приговоре которых не указано на запреще­ние ими педагогической деятельности, не лишаются права заниматься этой деятельностью. Претенденту на замещение педагогической должности руково­дитель образовательного учреждения не вправе отказать в приёме на педагоги­ческую работу по причине наличия у него судимости, полученной за преступ­ления, не квалифицируемые как умышленные тяжкие или особо тяжкие, в слу­чае, если ему педагогическая деятельность не запрещена приговором суда.

Задача 19

Правильный ответ: б).

Ключевые слова: дисциплинарное расследование.

Дисциплинарное расследование назначается в отношении педагогического работника, допустившего, по мнению лица, подавшего на него жалобу, нару­шение норм профессионального поведения и (или) нарушение устава (см. За­кон РФ «Об образовании» ст. 55 п. 2). Жалоба должна быть подана в письмен­ном виде. Иные нарушения, например, нарушение трудовой дисциплины, дис­циплинарному расследованию не подлежат. Не подлежат дисциплинарному расследованию и нарушения норм профессионального поведения и наруше­ния устава, выявленные администрацией без участия третьих лиц, подавших жалобу. В этих случаях нарушения рассматриваются в обычном администра­тивном порядке без создания дисциплинарной комиссии.

Педагогические работники, в отношении которых назначено диецшшинарное рас­следование, должны знать, что «ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересо­ванного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников» (ст. 55 п. 3).

Задача 20

Правильный ответ: в).

Ключевые слова: норма предельной учебной нагрузки педагогического работника.

«Под учебной (педагогической) нагрузкой работника школы понимается общее количество часов оплачиваемой педагогической (преподавательской) работы в неделю (месяц, год), которая выполняется работником по занимае­мой должности (включая совместительство) или в порядке деятельности, не являющейся совместительством» (И.А. Рожков. Основы правового регулиро­вания труда работников общеобразовательной школы / Библиотека журнала «Директор школы», вып. 3,1996, с. 88).


 

_________ _Применение Закона РФ «Об образовании,)

Согласно п.б статьи 55 Закона РФ «Об образовании» максимальный предел учебной нагрузки должен быть установлен типовыми положениями об обра­зовательных учреждениях соответствующего типа и вида. Закон формулирует это следующим образом. «Учебная нагрузка педагогического работника об­разовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида». Однако на прак­тике такого предела фактически нет, так как Типовым положением об общеоб­разовательном учреждении, он не установлен, а типовые положения о видах образовательных учреждений пока не разработаны и не введены в действие.

Задача 21

Правильный ответ: а).

Ключев ые слова: права педагогических работников при исполнении про­фессиональных обязанностей.

Педагогические работники вправе по своему усмотрению выбирать для использования в своей профессиональной деятельности методики обучения (Закон РФ «Об образовании» ст. 55 п. 4). Никто не вправе обязывать учителя пользоваться той или другой методикой. Но свобода, предоставленная учите­лю (педагогическому работнику) в этом вопросе, накладывает на него и ответ­ственность за результативность применения выбранной им методики. Если та­кая методика не дает требуемого качества образования, администрация шко­лы, например, в лице завуча, вправе потребовать от учителя изменить ее или выбрать другую методику обучения. Такое право администрации школы выте­кает из статьи 32 пункта 3 подпункта 2 Закона: «образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке от­ветственность за:... качество образования своих выпускников...».

Задача 22

Пр авильны й ответ: г).

Ключ евые слова: увольнение педагогических работников по инициативе

администрации.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя осуществля­ется по основаниям, определенным статьей 81 Трудового кодекса. Помимо оснований, указанныхв ст. 81, для педагогических работников в статье 336 уста­новлены дополнительные основания, по которым они могут быть уволены. В Законе РФ «Об образовании» (ст. 56 п. 3) также указаны дополнительные для педагогических работников основания их увольнения без их согласия. «Поми­мо оснований прекращения трудового договора по инициативе администра­ции, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, ос-


I


31

Ч.1С г ь вторая. Ответы и комментарии_

коканиями для увольнения педагогического работника образовательного уч­реждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:

1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного
учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, вос­
питанника;

3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или ток­
сического опьянения.

Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться админист­рацией без согласия профсоюза».

Некорректное поведение и (или) неоднократное создание конфликтных си-1 уаиий в педагогическом коллективе и в отношениях с обучающимися как ос­нование увольнения ни в статьях 81 и 336 Трудового кодекса РФ, ни в статье 56)акона РФ «Об образовании» не указано. Следовательно, это не может слу­жить причиной увольнения учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: