Подготовительный этап. Специальной педагогики и психологии

Утверждено

На заседании кафедры

Специальной педагогики и психологии

07.10.2009

ПЛАН

практического занятия по курсу

«Логопедия» (раздел «Дислалия»),

для студентов дневного (заочного) отделения,

обучающихся по специальности 050715.65 Логопедия

с дополнительной специальностью

050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология

Тема: Классификация фонем русского языка

Цели:

1. Сформировать у студентов представление о механизмах образования звуков.

2. Выработать навык правильного четкого артикулирования звуков русского языка.

3. Создать практическую базу для осознанного понимания принципов коррекции звукопроизношения.

4. Научить свободно ориентироваться в артикуляционных профилях и давать характеристику звука по всем его параметрам.

Форма работы: аудиторное занятие.

Оборудование: схема артикуляционного профиля, карточки с артикуляционными профилями всех звуков русского языка, карточки с зашифрованными с помощью артикуляционных профилей словами, зеркала.

План проведения занятия:

Подготовительный этап.

1. Ознакомьтесь с введением:

Логопеду надо понять и хорошо усвоить, как образуются звуки родного языка, по каким признакам и на какие группы они делятся, какие группы звуков чаще нарушаются и думать, почему это происходит. Если логопед будет хорошо знать теоретическую базу он сможет коррегировать звукопроизношение, осознанно учитывая и используя на всех этапах работы (полдготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация) взаимосвязь и взаимозависимость звуков.

Для этого необходимо прежде всего усвоить классификацию звуков русского языка и овладеть практическими навыками видеть и особенно ощущать, какие органы артикуляционного аппарата какую преграду создают в ротовой полости, а также слышать различные оттенки нечеткого, неточного произношения звуков у своих товарищей по группе и окружающих людей.

Каждое задание следует выполнять осознанно, медленно и четко проговаривая каждый звук, ощущая при этом движение и положение всех органов артикуляционного аппарата. В дальнейшем эти практические навыки слышать, видеть, ощущать, думать позволят приступить к обследованию нарушения звукопроизношения и их коррекции, профессионально организовывать эту работу.

Поскольку основным органом является язык, то необходимо специально тренировать умение ощущать движение и положение основных частей языка (кончика, передней, средней, задней части языка и его боковых краев).

2. Зарисуйте в рабочей тетради профиль артикуляционного и голосового аппарата.

3. По учебнику Филичевой Т. Б., Чвелевой Н. А., Чиркиной Г. В. "Основы логопедии" изучите параграф “Классификация звуков русского языка” (стр. 27-29). В тетрадь выпишите основные принципы классификации гласных и согласных звуков и оформите классификацию звуков в виде таблицы.

4. Оформите в тетради артикуляционные профили всех звуков русского языка с описанием положения органов речи при образовании каждого звука.

5. Потренируйтесь, используя визуальный и кинестетический контроль в создании правильных артикуляционных укладов каждого звука.

Основной этап:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: