Сократ — человек

Следовательно, Сократ смертен».

Для того чтобы умозаключение было истинным, необ­ходимо, чтобы истинными были посылки, а также соблю­дались законы и принципы логики.

В XX веке усиливается интерес к внерациональным формам познания, к которым относят интуи­цию, вообра­жение, фантазию, эмоции, а также иррациональные эле­менты познавательной деятельности, которые лежат за пределами досягаемости разума и недоступны постиже­нию с помощью известных рацио­нальных средств.

В интуитивном познании выделяются три основные формы.

Чувственная интуиция, при которой в процессе принятия решения участвуют вербальные и невербаль­ные (позы, жесты, взгляд) формы общения, бессознательные импульсы и многое другое, что человек не всегда может объяснить, так как его внимание ограничено только од­ним аспектом.

Рациональная интуиция проявляется в том, что при принятии решения человек может как бы «пере­прыгнуть» через некоторые ступени логического рассуждения, уви­деть истину сразу и непосредст­венно, а впоследствии восстановить все звенья логической цепочки.

Сверхъестественная интуиция (телепатия, чудесные предсказания и пророчества) — в настоящее время на­именее понятное для науки явление. Наука не отрицает ее существования, но пока объяснить не может.

Процесс познания возможен только в единстве всех этих форм, односторонний подход приводит к иска­жени­ям истины. В каждом виде познания может преобладать та или иная форма. Так, в научном познании преобладают чувственная и рациональная, в обыденном — чувствен­ная, в религиозном — интуи­тивная, в художественном — чувственная и внерациональная формы познания.

Тема 9
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА


37. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Природа понимается как все сущее, весь мир, который изучается естествознанием. Она явля­ется естественным ус­ловием существования общества. Общество можно опре­делить как обособив­шуюся от природы часть материального мира. Изучением общества занимаются различные науки: социология, история, экономика, юриспруденция и др. Каждая из них имеет свой аспект исследования. Филосо­фия изучает наиболее типичные признаки общества, вы­деляющие его из природы, основные законо­мерности су­ществования, структуру, соотношение общего и индиви­дуального и др.

Проблема взаимосвязи человека и природы вырастает из объективного противоречия, характеризую­щего поло­жение человека в природе. Человек, являясь природным существом, противопостав­ляет себя остальной природе посредством своей деятельности. Человеческое отноше­ние к природе отличается от отношения животного тем, что животное приспосабливается к природе, а человек приспосабливает природу к себе посредством практичес­кой деятельности. Практика соединяет человека с приро­дой и одновременно выделяет его из природы, поскольку на ее основе формируются новые, несводи­мые к естест­венным законы развития общества.

Человек оказывает обратное воздействие на природу, опосредованное развитием материального производ­ства. При этом происходят расширение рамок географической среды обитания человека и ускоре­ние некоторых при­родных процессов. Человек геохимически переделывает мир, и этот процесс уже необратим. Если поставить об­щество в исходные природные условия, то оно не сможет существо­вать. Географическая среда, в свою очередь, ока­зывает влияние на хозяйственную специализацию стран и регионов.

Природная среда жизни общества не ограничивается географической средой, она включает в себя био­сферу — населенную организмами верхнюю часть земной коры, рек, морей, озер, океанов, а также нижнюю часть атмос­феры. Биосфера — это гигантская лаборатория по преоб­разованию солнечной энер­гии через зеленый покров пла­неты. Человечество является частью биосферы. Его влия­ние ускоряет процесс изменения биосферы благодаря развитию науки и техники. С развитием человеческого общества осуществляется переход к новому качественно­му состоянию биосферы — ноосфере (от греч. нус — ра­зум). Ноосфера — это не отвлеченное царство разума, а исто­рически закономерная ступень развития биосферы, со­здаваемая, прежде всего, ростом науки и практической деятельности человека. Ноосфера не ограничена рамками нашей планеты, она простирается и на космос.

В ходе взаимодействия человека и природы выявля­ются две главные закономерности:

1) возрастание мощности, охвата и глубины воздей­ствия общества на природную среду;

2) в ходе этого возрастания происходит расширение ноосферы.

В новых условиях угрозы глобального экологического кризиса становится очевидным, что воздейст­вие человека на природу должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их познания.

38. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Существует множество определений общества. Одни мыслители считают, что общество — это общ­ность, объ­единенная сознанием. Другие определяют общество как совокупность биологических существ, организованных с це­лью выживания. Третьи считают, что общество — это про­дукт взаимодей­ствия людей с целью производства средств существования. Многие философы полагают, что обще­ство — это организованная форма совместной деятельности людей, и выделяют основные факторы образования обще­ства — труд, сознание, кооперацию.

Нет однозначного отношения и к проблеме законо­мерностей развития общества. Одни считают, что об­ще­ство имеет свою логику и законы развития, независящие от сознания людей, другие полагают, что явления и про­цессы, происходящие в обществе, уникальны и неповто­римы, поэтому ни о какой закономерно­сти в развитии общества не может быть и речи.

Такой разнобой мнений во взглядах на общество объ­ясняется трудностями познания общества по срав­нению с познанием природы. Во-первых, все явления и процессы природы уже достигли высшего этапа своего развитии. Ес­тествоиспытатель имеет дело с завершенным предметом. Общество же — посто­янно развивающийся феномен, ко­торый никогда не достигает своего предела. Во-вторых, про­цессы, происходящие в обществе, никогда не повторя­ются, поэтому здесь очень трудно выявить закономерно­с­ти. В-третьих, в обществе велико значение субъективного фактора, то есть сознательной деятельности людей. В-чет­вертых, при познании общественных процессов сложно или даже невоз­можно поставить эксперимент. Все это и приводит к тому, что так велико количество теорий, по-разному объясняющих общественные процессы. Однако это не означает, что эти теории неистинны. Каждая из них отражает тот или иной аспект в развитии общества и при­менима в конкретных обстоятельствах, в определенный период времени.

Основными факторами, влияющими на развитие об­щества, являются следующие.

1. Географические условия практически всегда влияют на хозяйственную специализацию региона, а следова­тельно, и на развитие производства. По мнению некото­рых исследователей, именно природные условия привели к коренным различиям в развитии восточных и западных народов. На Востоке природа более сурова по отношению к человеку, и человек здесь может выжить только в том случае, если сможет противопоставить природе свою спло­ченность. Поэтому на Востоке власть концентрируется в одних руках, а собственность сосредоточена в руках государ­ства как орудие управления народом. На За­паде же геогра­фические условия более мягкие и, как следствие, государ­ственное устройство отлича­ется демократическим характером, а определяющая форма собственности — частная.

2. Религия также оказывает влияние на развитие об­щества. Так, на Востоке она направляет усилия обще­ства и индивида на внутреннее совершенствование, а не на внешние преобразования, как на Западе.

3. В развитии общества велико значение субъективно­го фактора, влияние личности.

39. ФОРМАЦИОННЫЙ, ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА

Понятие формации введено в науку марксизмом. Об­щественно-экономическая формация — это ис­торически конкретное общество на определенной ступени его разви­тия. Она включает в себя матери­альные, духовные, поли­тические, социальные, семейно-бытовые явления. Маркс разбил историю общества на пять формаций: первобытно­общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталис­тиче­скую и коммунистическую.

Стержнем формации является способ производства мате­риальной жизни в единстве производитель­ных сил и производ­ственных отношений. Производительные силы включают в себя в качестве главного элемента человека, его живой труд, а также средства производства: орудия труда, технику, источ­ники энергии — овеществленный труд. Производственные отношения соединяют работ­ника со средствами производ­ства. Это соединение происходит на основе определенной формы собственно­сти — частной или общественной. Именно форма собственности определяет взаимоотноше­ния между людьми по поводу распределения, обмена и потребления.

Производственные отношения зависят от развития произ­водства. Здесь действует закон соответствия производствен­ных отношений характеру и уровню развития производитель­ных сил. Повышение производительности труда — главный механизм воздействия производительных сил на производ­ствен­ные отношения, который приводит к замене производ­ственных отношений, смене общест­венно-экономической формации.

Формационный подход позволил рассматривать обще­ство как объективный, закономерный про­цесс усовершен­ствования, выявить общие законы развития в разных обще­ственных системах. Однако он не лишен и существенных недостатков. Прежде всего, это схематизм в понимании общества; утопич­ность в оценке роли коммунистической формации; навязывание истории единого линейного пути разви­тия. Наряду с формационным в понимании истории общества существует и цивилизационный под­ход.

Сущность цивилизационного подхода заключается в от­казе рассматривать историю всего человече­ства как еди­ный непрерывный процесс. Вся история делится на ряд основных цивилизаций. Жесткой взаимосвязи между ци­вилизациями не существует. Категория «цивилизация» ох­ватывает природу и уровень развития материальной и ду­ховной культуры данного общества. Каждая цивилиза­ция возникает для решения какой-либо определенной про­блемы и проходит в своем развитии ряд ступеней: станов­ление, расцвет, деградация и гибель. Цивилизационный подход развивали многие выдающиеся философы и соци­ологи: А. Тойнби, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский и др.

Культурологический подход к истории общества ис­пользовали немецкий философ О. Шпенглер и рус­ский — Н.А. Бердяев. Они противопоставляли культуру и циви­лизацию, как разные этапы в развитии общества. Культу­ра активизирует творческие способности человека, а цивилизация только использует то, что было создано культурой. Цивилизация — это смерть культуры, она тяготеет к большим городам, в которых отсутствует культу­ра. Современную ему Европу Шпенглер рассматривал как стоящую на краю гибели.

40. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Взгляды мыслителей на структуру общества различа­ются так же, как и их взгляды на его сущность. Опре­делить структуру общества означает выявить, из каких элементов оно состоит и как эти элементы взаимосвяза­ны. В марксизме в качестве основных элементов общества выделяются базис и надстройка. Базисом называются про­изводственные отношения, основным элементом кото­рых считается форма собствен­ности на средства произ­водства. Надстройка — это совокупность идеологических отношений, институтов, теорий, идей. Базис является опре­деляющим элементом, надстройка же может способство­вать развитию базиса или тормозить его, не оказывая ре­шающего влияния.

Общественную жизнь можно рассматривать как сово­купность разнообразных видов деятельно­сти, в ходе кото­рых осуществляются производство и воспроизводство са­мого человека как материаль­ного и духовного существа. Эти виды деятельности также можно рассматривать как элементы обществен­ной системы. Экономическая сфера представляет собой способ производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Она включает в себя потребности, интересы и созданное в соответствии с ними производство. Материальные потребности челове­ка первичны по отношению к его интересам, они выража­ют необходимость, нужду в таких предметах и условиях, которые способство­вали бы поддержанию жизнедеятель­ности системы. На основе потребности формируются определенные интересы, и человек направляет свою де­ятельность на создание производства с целью их удовлет­ворения. Поскольку материально-экономическая сфера создает основу для существования обще­ства и человека, она является определяющей.

Политическая сфера — это сфера управления обще­ством на уровне государства. Целью политики явля­ется сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или клас­сов, а также для страны в целом условий и способов осуществления влас­ти. Помимо государства в управле­нии обществом прини­мают участие политические партии, движения, профсоюзы, обществен­ные организации. Управление государством осу­ществляется на основе права — системы законов и норм общественной жизни, закрепленной в конституции. По­литическая и правовая сферы обще­ства возникли вместе с возникновением классов, когда появилась необходи­мость в защите правя­щих классов в их претензии на гос­подство. Право называют волей господствующего класса, возведен­ной в закон.

Социальная сфера жизни общества связана с удовлет­ворением потребностей человека в жилье, пище, одежде, образовании, поддержании здоровья, безопасности. Со­циальная сфера теснейшим образом связана с благосо­стоянием общества и личности. Субъектами социальной сферы являются различные социальные группы, которые возникают на основе определенных признаков. По отно­шению к средствам производства выделяются классы, по уровню доходов и профессиональной принадлежности — страты или слои, по этническим характеристикам — на­ции, народности, племена. Каждая общность есть субъ­ект социальной сферы, создающий определенную специфику социальности, в которой реализуется общее целое.

41. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Культура — это исторически обусловленный результат духовного развития народа. Основой каждого нового эта­па развития культуры становится накопление высокого духовного потенциала, а также географиче­ские, космоло­гические, этнические и исторические условия во всем многообразии формы и содержания. В Римской империи понятие «цивилизация» определялось как гражданский, городской тип жизни, более высокий в бытовом и полити­ческом отношениях, чем жизнь варварских племен. Впер­вые во французском языке слово «цивилизация» появи­лось в середине XVIII века и употреблялось в значении всемирного прогресса в противоположность «варварс­кой» стадии развития. В культурологии соотноше­ние по­нятий «культура» и «цивилизация» трактуется по-разно­му. О. Шпенглер, П. Сорокин, Н.А. Бер­дяев рассматрива­ют культуру и цивилизацию как разные этапы исторического развития общества. А. Тойнби и К. Ясперс считают, что эти понятия составляют единое целое, совершенствующееся на каждом этапе своего развития.

В произведении «Закат Европы» О. Шпенглер разде­ляет культуру и цивилизацию как два этапа обще­ственного развития, по-разному относящиеся к жизни. Понятие «жизнь» заимствовано из теории романтизма и символи­зирует полноту и многообразие переживаний. Культура является лишь частичным ее выражением в символичес­ких формах: религии, искусстве, социальной жизни. Каж­дая культура есть одно из возможных решений жизненных проблем человека, и, развиваясь в одном направлении, она вынуждена многое существующее в жизни оставлять без внимания. Поэтому культура противопо­ложна жизни и возникает из социального стремления народа к самовы­ражению.

В развитии культуры выделяют два основных этапа.

1. На первом этапе развития культура представляет собой живой организм, стремящийся воплотиться в мате­риальные формы и образующий «первосимволы» — свое­образное духовное основание, специфиче­ское для каждой культуры. В ходе своего развития культура пополняется многообразием форм, симво­лов, стилей, выражающих определенные тенденции жизни.

2. Вторым этапом развития культуры становится крис­таллизация духовного ее основания во внешних формах, проявляющаяся как доминирование внешней эстетиза­ции над внутренним духовным содержа­нием. Этот этап характеризуется превращением культуры в цивилизацию. Основными признаками цивилиза­ции являются техно­кратизм, массовое производство и формализм. Цивилиза­ция — это этап окончательной кристаллизации жизненных порывов и завершающий этап развития культуры.

Н.А. Бердяев разделяет культуру и цивилизацию по их базовым установкам. Основным импульсом культуры яв­ляется «воля к культуре», выражаемая через творчество и развитие личности. Импульс цивилизации — это «воля к жизни», проявляющаяся в стремлении использовать до­стижения культуры для потребительских интересов. Культура достигается через самоограничение, трагизм, а цивилизация — через стремление к комфорту, матери­альному благополучию, обеспечивающих поддержание жизни. Исходя из разных импульсов, культура и цивили­зация движутся в разных направлениях.

Тема 10
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

42. ПОНЯТИЕ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Духовная сфера жизни общества — это подсистема, кото­рая занимается производством, распределе­нием и хранением ценностей общества способных удовлетворить потребности созна­ния и мировоззрения субъектов, воспроизводить духов­ный мир человека. В содержании духовной сферы проявля­ется подлинная сущность человека. Духовная сфера тесно связана с материальной, ее струк­тура также включает в себя потребности, интересы и производство ценностей. Од­нако соотноше­ние между этими элементами различное. Если в материальной сфере первичны потребности, на основе которых формируются интересы, то в духовной сфере сначала должен сформироваться интерес к каким-либо ценностям, а затем возникает потребность их потребления. Так, сначала возникает интерес к музыке, а затем потреб­ность ее слушать или воспроизводить. Духовное производство также отличается от материального. В духовном про­изводстве небольшое количество произведенного продукта может удовлетворить огромное количество потребителей, в то время как в материальном, наоборот, необходим труд большого количества работников для того, чтобы удовлет­ворить потребности немногих. Поэтому в материальное производство ограничен доступ для потребителей, в духов­ное — для производителей. В материальном производстве работники не будут работать без оплаты их труда, духовное же производство самодостаточно. Производитель может работать и без вознаграждения, жить в нищете и получать удовлетво­рение от своей работы.

Основным элементом духовной сферы является обще­ственное сознание. Оно представляет собой сово­купность теорий, гипотез, настроений, эмоций, чувств общества на определенном этапе его развития. Общественное созна­ние имеет сложную структуру. В зависимости от степени, глубины проникновения в сущность общественных взаи­моотношений выделяют уровни общественного сознания: обыденный и теоретический. Обыденное сознание — это стихийный способ осознания людьми своего опыта по­вседнев­ной жизни. В обыденном сознании проецируются интересы, потребности той или иной социаль­ной общ­ности. Важнейшим элементом обыденного сознания яв­ляется общественная психология — эмоциональное отно­шение людей к своему положению в обществе, пережива­емое большими группами людей. Накал страстей и эмоций, присущих общественной психологии, можно усилить путем психологиче­ского воздействия на массы. Это активно используется политическими деятелями для достиже­ния своих целей. В настоящее время актуальна роль общественной психологии в сфере националь­ных отношений. Одной из причин их обострения часто явля­ется слишком эмоциональное воспри­ятие некоторыми группами своих этнических особенностей.

Теоретический уровень общественного сознания пред­ставляет собой отражение действительности с точки зрения интересов какой-либо социальной группы. Важней­шим его компонентом является обществен­ная идеоло­гия — совокупность теорий, идей, взглядов, которые призваны оправдать или опроверг­нуть существующее со­стояние общества.

43. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Духовность можно определить как свойство человека выходить за пределы уже достигнутого че­ловечеством, тво­рить новую реальность. Особенно ярко эта способность проявляется в науке, в искусстве и в религии.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, пред­ставляющая собой отражение действительности в художественных об­разах. Существует множество теорий, объясняющих при­чину зарождения искусства. Трудовая теория возникнове­ния искусства, приня­тая в марксизме, утверждает, что искусство появилось как сторона практически-преобразо­ватель­ной деятельности людей, а затем выделилось в са­мостоятельную сферу жизни. Религиозные теории утвер­ж­дают, что искусство изначально было частью религии и возникло для реализации религиозных функций.

Специфическим предметом искусства являются эсте­тическое отношение человека к действительно­сти, задача искусства заключается в художественном освоении мира. В центре произведений искусства всегда оказываются че­ловек, общественные связи, взаимоотношения людей, поиск пропорций, которые бы связывали человека с вне­шним миром. Основная функция искусства — удовлетво­рение эстетиче­ских потребностей людей, потребностей в восприятии прекрасного. Люди искусства создают произ­ведения, доставляющие человеку наслаждение, духовно обогащают его и пробуждают в нем художника, способ­ного в своей деятельности творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту функ­цию проявляется его познавательное и воспитательное воздействие на лю­дей. В ходе развития искусства сложились его основные виды: литература, живопись, скульптура, музыка, театр, кино и др.

Религия — это форма духовной жизни, основной функцией которой является создание целостного пред­ставления о мире, определяемого верой в существование Бога и чувством зависимости от него. Отноше­ние к рели­гии меняется на протяжении истории. Остается неод­нозначным оно и в настоящее время. Существует не­сколько точек зрения на природу религии.

Теологическая (богословская): религия — это то, что связывает человека с Богом; это — истина, дан­ная в от­кровении — знании, полученном от Бога.

Материалистическая: религия — это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в действительной жизни. Сначала это были стихийные силы при­роды, затем в условиях час­тной собственности и отчуждения труда — общественные отношения.

Социологическая: религия — это система культуры (обычаи, обряды, культы, жизненный уклад обще­ства), в которой вера в Бога является необходимым, но не единс­твенным элементом. Форма веры в Бога (буддизм, ислам, христианство и др.) — основа, определяющая все здание культуры того или иного народа, сама, в свою очередь, определяется предыдущей историей народа.

Помимо основной функции — удовлетворение мисти­ческих потребностей — религия выпол­няет коммуникатив­ную функцию — способствует общению, компенсатор­ную — помогает пережить горе, воспитательную и др. Воп­реки предсказаниям о ее отмирании религия продолжает существовать в современном мире как необходимый эле­мент человеческого отношения к миру.

44. НАУКА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

Наука — это форма духовной деятельности людей, на­правленная на производство знаний о при­роде, обществе и самом познании. Основной целью науки является пости­жение истины и открытие объективных законов на осно­ве обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Основ­ные функции науки — описание явлений, объяснение причин их происхождения, предвидение тенденций разви­тия действитель­ности. Научному познанию присущи сле­дующие черты: объективность, системность получен­ных знаний, доказательность, обоснованность результатов, достоверность выводов.

В научном познании можно выделить два уровня, раз­личающиеся методами, применяемыми в каж­дом, исто­рией возникновения и ролью в целостном процессе позна­ния: эмпирический и теоретиче­ский. Эмпирические иссле­дования направлены непосредственно на изучаемый объект и исполь­зуют такие методы, как наблюдение и эк­сперимент. Теоретические исследования концентриру­ются на обобщающих идеях, позволяющих интерпретировать факты, полученные в ходе эмпирических исследований. На этом уровне используются такие методы, как модели­рование, идеализа­ция, формализация, анализ, синтез и др.

На ранней стадии развития общества познавательные и производственные элементы были тесно взаимо­связа­ны. Для возникновения собственно науки нужны были соответствующие условия: определен­ный уровень произ­водства и общественных отношений, разделение умс­твенного и физиче­ского труда, наличие широких куль­турных традиций, позволяющих усваивать достижения других наро­дов и культур. Наука зарождается на опреде­ленной стадии развития общества, когда появляется по­треб­ность в научных знаниях

В настоящее время наука — это чрезвычайно сложное общественное явление. Ее рассматривают с различ­ных точек зрения. Науку определяют как систему знаний, форму общественного сознания; форму деятельности, систему отношений между учеными и научными учреж­дениями; как социальный инсти­тут; как средство практи­ческого изменения жизни общества. Существует множество классификаций науки. Науки разделяются по предмету и методу познания: естествозна­ние, обществознание, техниче­ские науки. По удаленности от практики выделяются фундаментальные науки, кото­рые выясняют основ­ные законы и принципы реального мира и не ориентируются непосредственно на практику, и приклад­ные, которые ориентируются на непосредст­венное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем. Фундаментальные науки изучают законы в чистом виде, поэтому их называют чистыми на­уками. Прикладные науки опира­ются на законы, уста­навливаемые фундаментальными науками. Однако грани­цы между отдель­ными науками и научными дисциплинами условны и подвижны. Все чаще происходит соединение на­учных знаний в форме стыковых дисциплин: физическая химия, биофизика, геохимия и др.

Для нашего времени характерна тесная связь науки и производства, сокращаются сроки между соверше­нием научного открытия и его внедрением в производство, труд по своему содержанию стано­вится все более науко­емким.

Тема 11
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

45. ПОНЯТИЕЛИЧНОСТИ. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Понятие «личность» в русском языке, так же как и со­ответствующее понятие в европейских язы­ках, восходя­щих к латинскому «персона», означает маску актера в те­атре, социальную роль человека как целостного существа. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих язы­ках, означает утрату своего места и статуса в определен­ной иерархии. В русском языке понятие «личность» со­пряжено с дру­гими понятиями: «человек», «индивид»,

«индивидуальность». Каждое из них имеет свой аспект употребления. Их нельзя отождествлять, однако нельзя и противопоставлять, так как они обозначают один фено­мен, но в разных аспектах.

Наиболее общим, родовым понятием является поня­тие «человек». Человек — это субъект общест­венно-исто­рической деятельности и культуры, субъект данных обще­ственно-исторических отношений и тем самым культур­ного общемирового процесса. По своей природе он представляет собой биосоциальное существо, способное мыслить, производить орудия труда, обладает членораз­дельной речью и нравственными качествами.

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотноси­тельно к его осо­бенностям, один из многих. Поскольку индивид приоб­ретает самостоятель­ность своего бытия в обществе, он становится индивидуальностью и формируется как лич­ность.

Человеческий индивид, взятый в аспекте его социаль­ных качеств (взгляды, способности, потребно­сти, интере­сы, моральные убеждения), образует личность. Лич­ность — это динамичная, относи­тельно устойчивая целост­ная система интеллектуальных, социально-культурных и мо­рально-волевых качеств, выраженных в индивидуальных особенностях сознания и деятельности. Природную основу личности образуют ее биологические особенности, опре­деляющими факторами ее развития являются социально значимые качества: осознание мотивов своего поведения, постоянная ра­бота сознания и воли, направленная на са­мореализацию, раскрытие индивидуальных способнос­тей. Ком­плекс своеобразных, неповторимых качеств и дей­ствий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».

Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, отношении к другим людям. Лич­ность — не только субъект деятельности, но и объект воз­действия общества, других индивидов. В процессе функционирования в обществе личность выполняет социаль­ные роли, обусловленные обществен­ным разделением труда, принадлежностью к тому или иному классу или со­циальной группе с ее идеологией и психологией. Миро­воззрение личности, формируемое социальным окруже­нием, воспита­нием, самовоспитанием, является одним из важнейших качеств личности, ее стержнем. Оно предо­пре­деляет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков. Лич­ность по своей сущности социальна, но по способу своего существова­ния индивидуальна. Индивидуаль­ность выражается в са­мобытности личности, ее способности быть самой собой среди других людей. Важную роль в развитии индивиду­альности играют природные задатки, врожденные осо­бенно­сти, а также социально ценные качества, приобре­тенные в процессе социализации.

46. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

В рационалистической философии свобода традици­онно определяется как познанная необходи­мость. Эта тра­диция восходит к Спинозе и Гегелю. Однако если инди­вид лишь познает, но не действует, то в результате он оказывается в подчинении у необходимости, хотя и осоз­нанной. Познание необходимо­сти является одним, но не единственным условием свободы. Для того чтобы быть свобод­ным, индивид должен иметь возможность выбора действий в соответствии со своими внутрен­ними убеждени­ями и интересами и возможность действовать в соответ­ствии со своим выбором. Во взаимоотношениях с обще­ством индивид нередко сталкиваестся с конфликтными ситуациями, когда он должен отстаивать свою свободу или отказаться от нее. Возможны различные ситуации. Индивид может вступить в отношения борьбы за свободу, в открытый и непримиримый конфликт с обществом, до­биваться своих целей любой ценой. Это опасный путь, на котором может произойти деформация лично­сти. Возможно также бегство от мира в монастырь, в скит, в себя, чтобы реализовать себя внутренне. Чаще всего человек адаптируется к миру, идет в добровольное подчинение, чтобы обрести новый уровень свободы.

Понимание свободы как способности уклониться от всего внешнего, как возможности сказать «нет» — это не­гативная свобода, «свобода от». Назначение же человека заключается в стремлении к подлин­ному самоутверждению, к «свободе для». Человек свободен не вследствие отрица­тельной силы избе­гать чего-либо, а вследствие положи­тельной силы проявлять свою истинную индивидуаль­ность. Эта положительная сила является движущей причи­ной внутренней свободы человека. Человеческое в человеке формируется в процессе все большего обретения им ду­ховной свободы. Он обладает не полной, раз и навсегда данной свободой, а лишь определенной ее мерой, которая является переменной величи­ной. На человека оказывают влияние внешние природные и социальные факторы че­рез посредство его субъективного восприятия. Человек может оказывать обратное влияние на эти факторы. Сте­пень и глу­бина обратного влияния зависят от объема и глубины его знаний и опыта, силы воли и характера. Сво­бода — это не всегда результат рационального выбора. В реальной жизни она реализуется как проявление целост­ного, как рационального, так и эмоционально-чувствен­ного мировосприятия и волеизъявления индивида.

Обретение свободы направлено не только на внешний мир, но и на самого человека, он оказывается свобод­ным делать самого себя. Поэтому свободу часто называют не­легким бременем, тяжким крестом для человека. Приня­тие решения неизбежно связано с постоянным риском и личной ответственностью. Если у человека есть возмож­ность выбирать, значит, он должен отвечать за свой вы­бор. Поэтому нередко человек не столько действительно хочет свободы, сколько хочет казаться свободным и в то же время растворяется в толпе, перекладывает свою ответственность на других. В тоталитарных обществах пропаганди­руется идеология человека как винтика систе­мы. В условиях современного общества растет потреб­ность в творческой и инициативной личности, умеющей быть ответственной за свои действия. Внутренняя свобо­да — важнейшее средство обретения человеком смысла своей жизни.

47. ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Общество можно определить как целостную самоорга­низованную систему поведения людей н их взаимоотноше­ний друг с другом и с природой. Человек только в качестве члена общества может состояться как личность. Человек и общество диалектически взаимосвязаны как часть и це­лое. Их взаимоот­ношения подчиняются следующим законо­мерностям. 1. Социальная среда воздействует на форми­рование личности. 2. Личность оказывает активное об­ратное влияние на социальную среду и общест­венные отношения. 3. Общественные отношения развиваются и функционируют в процессе и на основании человеческой деятельности. 4. Формирование сознания личности и ее творческого начала зависит от характера ее взаимоотно­шений с другими людьми. 5. Социализация личности происходит в единстве общения с другими людьми и обо­собления от них при ведущей роли общения.

В разные исторические эпохи изменялся характер вза­имоотношения общества и личности. 1. В до­капиталисти­ческих формациях преобладают отношения личной зави­симости. В это время развиваются представления о бо­жественном характере государства и власти. Развитие личности было возможно в составе единого социального механизма, объединяющего людей для выполнения соци­ально-хозяйственных задач. Роль личности здесь была минимальной. Формой воспроизводства высту­пала уст­ная или письменная традиция. 2. В капиталистическом обществе определяющими становятся отношения эконо­мической зависимости при условии личной независимос­ти. Здесь впервые образуется система всеобщего общественного обмена, универсальных отношений и потреб­ностей. Эксплуатация человека человеком постепенно сменяется эксплуатацией человека государством и обще­ством. Государствен­ный монополизм и бюрократический аппарат отчуждают людей от собственности и от вла­сти. 3. В современном обществе становится возможным фор­мирование отношений свободных индивиду­альностей. Основой на этом этапе должны стать экономические и политические свободы при ведущей роли интеллекту­ального и морального потенциала.

Важным является вопрос о возможности личности вли­ять на развитие общества, на ход историче­ского процесса. Конечно, индивид может оказать влияние на развитие общества только посредст­вом других людей, если он смо­жет убедить их в необходимости действовать. Важнейшим усло­вием влияния личности на процесс общественного развития являются степень ее таланта, возможность уло­вить тенденции и потребности исторического развития. При соблюдении этих условий такая возмож­ность сущес­твует.

48. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

Вопрос о смысле жизни личности принадлежит к чис­лу вечных вопросов, на который люди с дав­них времен пытаются найти ответ. Прежде всего, он встает в самой общей форме: имеет ли смысл весь мир, природа, имеет ли смысл жизнь как биологическое существование? Положи­тельный ответ на этот вопрос порождает другой: если смысл есть, то кто его вложил? Вложить смысл может только мысля­щее существо. Для верующего человека от­вет очевиден: смысл мира дан Богом. Наука же считает, что вопрос о смысле жизни можно отнести только к чело­веку, единственному мыслящему существу, которое мо­жет определить смысл собственной жизни.

Сама эта проблема возникает перед каждым челове­ком по мере осмысления им своей смертности. Человек внутренне ощущает себя вечным, но видит, осознает временность своего пребывания в мире. В поисках решения противоречия между внутренним ощущением вечности и временностью своего существова­ния он и обращается к вопросу о смысле, о том, что будет представлять его вре­менное существова­ние перед лицом вечности.

Важность правильного ответа на вопрос о смысле жизни подтверждается данными статистики само­убийств. Наи­большее количество самоубийств совершается потому, что человек утрачивает смысл жизни, вернее, теряет то, что считал смыслом жизни. Необходимо указать, что смысл жизни не равнозна­чен целям, которые человек ста­вит в своей жизни, удовлетворяя свои потребности, об­щаясь с другими людьми. Человек выполняет множество социальных ролей: сына, внука, брата, работника, уче­ни­ка, просто пешехода. В каждой из них человек ставит пе­ред собой цели, достижение которых еще не является ре­ализацией смысла жизни. Не цели определяют смысл жизни, а смысл жизни определяет те цели, которые чело­век перед собой ставит, и те роли, которые он выполня­ет.

В истории общества проблема смысла человеческого существования вставала обычно в перелом­ные моменты, когда происходила смена системы ценностей. Изменя­лись материальные условия жизни людей, их социальные и культурные запросы, и вместе с ними изменялись пред­ставления о смысле жизни. Однако всегда люди пытались найти вечную формулу. Религиозная концепция видит смысл жизни вне самой жизни, в очищении от скверны бытия, соблюдении основных заповедей в процессе при­готовления к потусторонней жизни.

В философии мы встречаемся с разными толкованиями смысла: с позиции абстрактной доброде­тели — служить истине, добру; с позиции максимального удовлетворения биологических потребностей человека — стремление к удовольствиям; с позиций экзистенциально-пессимисти­ческих — человек рожда­ется для страданий и смерти. С точки зрения Ф. Ницше, смысл человеческой жизни

в рождении гениев, которые возвышали бы общество. Гу­манистические направления современной филосо­фии определяют смысл жизни человека в самореализации, в актуа­лизации всех заложенных в человеке способностей. Как бы ни различались варианты решения этой проблемы в об­ществе, каждый человек решает ее сам для себя, и это ре­шение зависит от того, насколько он способен различать подлин­ные и мнимые ценности, готов к самореализации.

Тема 12
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА


49. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Современное человечество представляет собой новую суперсистему, связанную общей судьбой и об­щей ответс­твенностью. Проблемы, которые стоят перед ним, носят характер глобальных. Глобальные проблемы затрагивают интересы всего человечества, и только его усилиями они мо­гут быть разре­шены. К глобальным можно отнести следу­ющие проблемы: 1) предотвращение катастрофического загрязнения человеком окружающей среды; 2) обеспече­ние общества необходимыми энергетическими и продо­вольственными ресурсами; 3) регулирование роста наро­донаселения в районах нищеты и голода; 4) обеспечение мира между народами и недопущение войн с применени­ем оружия массового уничтожения; 5) преодоление забве­ния достижений культуры, нравственности, образования.

Для решения этих проблем необходимы уничтожение ядерного оружия, развертывание безотходных техноло­гий, экономия природных ресурсов. Все эти меры будут способствовать улучшению нынешнего состояния чело­вечества, но этих мер еще недостаточно. Глобальные про­блемы современности явились результатом всего предшест­вующего развития, итогом неразумного воздействия че­ловека на природу и кризиса во взаимоотношениях между людьми, для их решения необходима система мер.

Суть экологической проблемы состоит в углубляющемся противоречии между производительной дея­тельностью че­ловечества и стабильностью природной среды его обитания. Один из ведущих центров, занимающихся проблемами эко­логии, — «Римский клуб», который проводит широкомасш­табные исследова­ния состояния природной среды и предла­гает варианты разрешения кризисных ситуаций.

Проблема войны и мира становится актуальной для всех народов, всей цивилизации. Огромный арсе­нал сверх­мощного оружия, накопленный человечеством, поставил земную жизнь на грань физиче­ского уничтожения. Серь­езными проблемами в последнее время становятся ло­кальные войны, международ­ный терроризм, националь­ный экстремизм, расползание ядерных технологий, созда­ние в противовес этому системы ПРО сверхдержавами.

Демографическая проблема, включающая в себя рож­даемость, смертность, плотность и миграцию насе­ления, оказывает существенное влияние на социальную среду. Сегодня демографические процессы поставили различ­ные задачи перед странами и целыми регионами: одни (Индокитай) должны решать проблему перенаселения, выполняя программу по ограничению роста семьи, дру­гие (Европа) озабочены резким спадом рождаемости.

Современное человечество вступило в эпоху необра­тимого развития, когда так называемые про­стые решения с их ориентацией на стихийно складывающееся обще­ственное мнение все чаще ведут в тупик. Поэтому акту­альной становится проблема создания единой стратегии всего человечества, для чего необходимо формирование такого института, как планетарное гражданское общество, в рамках которого возможна эффективная реализация новой стратегии. Необходимы также формы контроля со стороны международных организаций. Стратегия челове­чества не может быть реализована одним или нескольки­ми народами, это дело международного сообщества в це­лом.

50. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Процесс глобализации охватывает все стороны совре­менной жизни. Возникнув в экономике, он за­тем распро­странился на политику и культуру. В настоящее время от глобализации более всего выигры­вают США, поэтому этот процесс иногда называют американизацией. Глобализация в культуре имеет существенные особенности. 1. В культуре глобализация гораздо в большей степени выступает как американизация, поскольку господствующая в этих усло­виях массовая, коммерческая культура является преиму­щественно американской. 2. Вытесняется высокая культу­ра и одновременно утверждается господ­ство массовой. 3. Размывается культурное многообразие, происходит униформизация и стандартиза­ция.

Многие ученые обеспокоены этими процессами и счи­тают, что возникшая культурная индустрия порож­дает массовую, коммерческую культуру, которую называют се­годня медийной и постмодернист­ской. По их мнению, рас­пространение продуктов культурной индустрии ведет к деградации общества и непоправимой потере того, что со­ставляет основу подлинности человека и его бытия. Мас­совая культура выходит на господствующие позиции, тес­нит и подавляет высокую культуру, игнорирует художест­вен­ное творчество и художественные поиски. Культурная индустрия поощряет развитие прежде всего рек­ламы и моды, которые стимулируют потребление, а высокую культуру считает ненужной роскошью, требующей боль­ших затрат, но ничего не дающей для реальной жизни.

Особую актуальность приобрели в настоящее время проблемы взаимоотношений национальных куль­тур, запад­ной и восточной, центра и периферии, господствующей и зависимой. Сложность и острота этих проблем показыва­ют, что процесс культурной глобализации является ис­ключительно сложным и противоречивым, он ведет к не­однозначным последствиям.

Вместе с тем в конце XX века возникают новые поло­жительные моменты. В 1992 году по инициа­тиве ООН и ЮНЕСКО создана Всемирная комиссия по культуре и раз­витию. В ее документах ставится задача обеспечения устойчивого развития общества на основе культуры. Культура объявляется ключе­вым фактором экономичес­кого и социального прогресса в XXI веке. Такая смена ориентиров обуслов­лена тем, что до сих пор господство­вал тип развития, направленный на безудержное наращи­вание потребле­ния материальных благ и природных ре­сурсов. В конце концов это может привести к разруше­нию биосферы и гибели всего человечества. Чтобы избежать этой угрозы, нужно радикально изменить образ жизни, осуществить гармоническое соединение матери­ального и духовного начал.

Раньше считалось, что наука способна решить все про­блемы. Сегодня становится очевидным, что для устойчи­вого развития требуется не только наука, не только техно­логия, но и гуманитарная куль­тура. Культура наполняет жизнь человека смыслом и определяет его цели, она при­носит человеку сча­стье. Становится все более актуальным переход от техногенной, в том числе информационной цивилиза­ции к антропогенной, где основная ценность — человек, а не техника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: