В специальной теории относительности Эйнштейна утверждается, что
Варианты ответов:
- масса тела не зависит от скорости движения, а ход времени изменяется
- массы тел и временные интервалы неизменны во всех системах отсчета
- массы тел изменяются в зависимости от скорости движения, а время течет одинаково во всех системах отсчета
- массы тел и временные интервалы изменяются в зависимости от скорости движения
Задание №: 210. Расположите представления о движении в порядке их возникновения
Варианты ответов:
- механическое движение – только частный случай физической формы движения материи
- движение – перемещение в пространстве по непрерывной траектории в соответствии с законами механики
- тело в своем естественном движении стремится к естественному месту: огонь - вверх, а камень – вниз.
Задание №: 211. Укажите ряд, содержащий только стабильные элементарные частицы
Варианты ответов:
- протон, нейтрино, фотон и электрон
- протон, электрон, их античастицы и свободный нейтрон
- фотон, протон, резонансы и свободный нейтрон
- свободный нейтрон, электрон, нейтрино
Задание №: 212. Согласно Ньютону, абсолютное пространство
Задание №: 213. Свойство однородности пространства соответствует для инерциальных систем отсчета
Задание №: 214. Укажите верные суждения относительно полевого способа передачи взаимодействий
Варианты ответов:
- представление о полевом способе возникло в электромагнитной картине мира
- материальные тела действуют друг на друга через пустое пространство
- взаимодействие – процесс обмена реальными элементарными частицами между взаимодействующими телами
- передача взаимодействия осуществляется материальными телами посредником - полем
Задание №: 215. Разработанные в рамках пифагорейско-платоновской исследовательской программы методы построения аксиоматически-дедуктивной системы знания были использованы при …
Семинарское занятие 4. ХИМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
Предмет химии. Становление химической науки. Учение о составе вещества. Классификация веществ. Химические процессы. Реакционная способность веществ. Основные законы классической химии. Особенности химии на рубеже ХIХ-ХХ вв. Тенденции второй половины ХХ вв. Синтез новых материалов. Химия и удовлетворение потребностей человека. Химия и здравоохранение. Биотехнология. Химия и продовольственная проблема.
Вопросы для самопроверки:
1. Что изучает химия?
2. Становление химической науки.
З. Что такое фотосинтез?
4. В чем заключается сущность учения о составе вещества?
5. Классификация веществ.
6. Что такое химические процессы?
7. Что такое цепные реакции?
8. Что такое реакционная способность веществ?
9. Назовите основные законы классической химии?
10. В чем состоят особенности химии на рубеже ХIХ-ХХ вв.?
11. Каковы тенденции второй половине ХХ вв.?
12. Что такое синтез новых материалов?
13. Химия и удовлетворение потребностей человека.
14. Химия и здравоохранение.
15. Что такое биотехнология?
16. Взаимоотношения химии и продовольственной проблемы.
Задания для подготовки к экзамену:
Химия
ЗАДАНИЕ №1. Основоположником системного подхода в химии является
ЗАДАНИЕ № 2. Индивидуальность химического элемента определяется …
ЗАДАНИЕ № 3. Согласно современной точке зрения систематизация элементов по подгруппам периодической системы связана
ЗАДАНИЕ № 4. Одним из разделов химии является органическая химия, которая
ЗАДАНИЕ № 5. Мельчайший структурный элемент материи
ЗАДАНИЕ № 6. Мельчайшая структурная единица на химическом уровне организации материи
ЗАДАНИЕ № 7. Определенный химический элемент - этоатомы:
ЗАДАНИЕ № 8. В состав атомов входят протоны, нейтроны и ###.
ЗАДАНИЕ № 9. В состав ядер атомов входят протоны и ###.
ЗАДАНИЕ № 10. Номер химического элемента в Периодической таблице Менделеева определяется количеством ###в ядре атома.
ЗАДАНИЕ № 11. Характерный размер ядер атома
ЗАДАНИЕ № 12. Число известных химических элементов:
ЗАДАНИЕ № 13. Химические элементы с минимальной химической активностью находятся в таблице Менделеева в столбце с номером ###.
ЗАДАНИЕ № 14. Химические элементы с высокой химической активностью расположены в таблице Менделеева в столбцах с номером:
ЗАДАНИЕ № 15. Химические элементы в таблице Менделеева располагаются в порядке...
ЗАДАНИЕ № 16. Валентность водорода равна ###.
ЗАДАНИЕ № 17. Валентность водорода может быть
ЗАДАНИЕ № 18. Валентность углерода (С) может быть
ЗАДАНИЕ № 19. Валентность гелия (Не) равна
ЗАДАНИЕ № 20. Углерод является основой жизни, потому что...
ЗАДАНИЕ № 21. Реакционная способность химического элемента определяется...
ЗАДАНИЕ № 22. Максимальной реакционной способностью:
ЗАДАНИЕ № 23. Различные агрегатные состояния вещества
ЗАДАНИЕ № 24. Реакционная способность химических элементов связана с...
ЗАДАНИЕ № 25. Энергия химической связи атомов в молекулах определяется...
ЗАДАНИЕ № 26. Связь атомов в молекуле NaCI является...
ЗАДАНИЕ № 27. Свойства химических соединений определяются...
ЗАДАНИЕ № 28. Один моль любого газа (азота, кислорода, метана и пр.) при нормальном объеме и температуре занимает один и тот же объем равный...
ЗАДАНИЕ № 29. Два моля хлорида натрия (NaCl) подвергли электролизу. В результате получили объем хлора равный...
ЗАДАНИЕ № 30. При экзотермических реакциях...
ЗАДАНИЕ № 31. Признаком экзотермической реакции является выделение ###.
ЗАДАНИЕ № 32. При экзотермических реакциях энергия выделяется за счет...
ЗАДАНИЕ № 33. Катализатор – вещество,...
ЗАДАНИЕ № 34. Катализатор ускоряет химическую реакцию за счет...
ЗАДАНИЕ № 35. Скорость протекания химической реакции определяется:
ЗАДАНИЕ № 36. Направление химической реакции определяется:
ЗАДАНИЕ № 37. Самая низкокачественная форма энергии
ЗАДАНИЕ № 38. Расположите представления о материи в порядке их возникновения.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1. Все вещества разные, но имеют одни и те же основные вещества (первоначала)
2. Химическая натура сложной частицы определяется натурой элементарных ее составляющих, их количеством и химическим строением.
3. Вещество – материальное образование, состоящее из взаимодействующих элементарных частиц.
ЗАДАНИЕ № 39. Расположите представления о материи в порядке их возникновения
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1. Каждая из четырех стихий (земля, вода, воздух, огонь) – группировка одинаковых атомов
3. Каждый химический элемент – группировка одинаковых атомов
2. Атомы делимы
ЗАДАНИЕ № 40. Расположите представления о материи в порядке их возникновения
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1. Материя состоит из мельчайших частиц и ее деление возможно лишь до известного предела
2. Свойства вещества (в химическом смысле) определяются составом его молекул
3. Вещество – материальное образование, состоящее из взаимодействующих элементарных частиц, имеющих массу покоя
ЗАДАНИЕ № 41. Расположите представления о движении в порядке их возникновения.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1. Все движущиеся – движимо другими телами, а мир, в целом, приведен в движение перводвигателем.
2. Химические процессы – механическое перемещение частиц, механическая форма движения материи.
3. Превращения веществ – химическая форма движения материи, более сложная, чем механическая.
ЗАДАНИЕ № 42. Расположите представления о движении в порядке их возникновения.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1. Материи чуждо движение, сама по себе она может пребывать только в покое
2. Атомы движутся по законам классической механики, и это движение позволяет объяснить все происходящие в мире явления
3. Движение мельчайших частиц подчиняется законам квантовой механики
ЗАДАНИЕ № 43. Расположите представления о движении в порядке их возникновения.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1. Материи свойственен покой и чуждо движение, она начинает двигаться лишь под действием внешних, независимых от нее сил.
2. Живой организм – механизм и все процессы, протекающие в организме, можно описать с помощью законов механики
3. Процессы жизнедеятельности – не механическая, а более сложная биологическая форма движения материи
ЗАДАНИЕ № 44. Соотнесите высказывания:
1. При бомбардировке атомных ядер частицами высокой энергии, образуются новые ядра.
2. Существуют ядра атомов, способных к самопроизвольному распаду
3. Нейтрон устойчив в составе ядра атома, тогда как в свободном виде он живет сравнительно недолго.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Энергия внешнего воздействия больше энергии внутренних связей компонентов системы
2) Суммарная энергия движения компонентов системы больше энергии внутренних связей
3) Части системы в составе целого изменяют свои свойства, что является проявлением интегративности взаимодействия
ЗАДАНИЕ № 45. Вещество – это одна из форм
ЗАДАНИЕ № 46. Согласно современной точке зрения систематизация элементов по подгруппам периодической системы связана
ЗАДАНИЕ № 47. Одним из разделов химии является органическая химия, которая
ЗАДАНИЕ № 48. Закон сохранения вещества
ЗАДАНИЕ № 49. Энтропия
ЗАДАНИЕ № 50. Экспериментальным подтверждением ряда идей теории биохимической эволюции служат опыты американских ученых. В 1953 г. С.Л. Миллер и Г.К. Юрн экспериментально получили некоторые низкомолекулярные органические вещества в восстановительных условиях, пропуская электрические разряды через смесь газов и паров воды. Укажите газ, который в их экспериментах отсутствовал
ЗАДАНИЕ № 51. В процессе конденсации паров вещества энтропия …
ЗАДАНИЕ № 52. Теоретической основой эволюционной химии является
ЗАДАНИЕ № 53. Если температура в системе увеличится на 300С (температурный коэффициент равен 3), то скорость гомогенной элементарной реакции
ЗАДАНИЕ № 54. Какие химические элементы входят преимущественно в состав живых организмов?
ЗАДАНИЕ № 55. В процессе растворения вещества энтропия
ЗАДАНИЕ № 56. Эволюционная химия, как один из уровней химического знания, изучает
ЗАДАНИЕ № 57. Если концентрация вещества А в системе увеличится в 2 раза, то скорость гомогенной элементарной реакции 3А(г) ® В(г)
ЗАДАНИЕ № 58. Согласно атомно-молекулярному учению молекулы вещества
ЗАДАНИЕ № 59. При образовании смесей энтропия
ЗАДАНИЕ № 60. В иерархическую систему современной химии входят учение о составе, структурная химия, эволюционная химия и
ЗАДАНИЕ № 61. Теоретической основой органической химии является
ЗАДАНИЕ № 62. Укажите последовательность, в которой исторически развивалось химическое знание:
А) учение о составе;
Б) учение о закономерностях химических процессов;
В) эволюционная химия;
Г) структурная химия
ЗАДАНИЕ № 63. Закон действующих масс в химической кинетике выражает…
ЗАДАНИЕ № 64. Не прибегая к вычислениям, укажите, в каких процессах энтропия возрастает:
А) NaCl(т)® NaCl(раствор)
Б) CH4(г) +Н2О(г) ® CО(г) +3Н2(г)
В) 2СО(г) + О2(г) ®2СО2(г)
ЗАДАНИЕ № 65. Равновесие системы 2АВ(г) «А2В2(г) · DН0 >0 согласно принципу Ле -Шателье смещается вправо при
ЗАДАНИЕ № 66. Теоретическая основа классической химии XVIII-XIX веков - это
ЗАДАНИЕ № 67. Не прибегая к вычислениям, укажите, в каком процессе при поддержании постоянной температуры энтропия продуктов ниже энтропии исходных веществ
-2NaNO3(г) ® 2NaNO2(г) + O2(г)
- N2(г) + 3H2(г) ® 2NH3(г)
- C2H6(г) ® 2C(г) +3Н2(г)
- I2(г) ® I2(г)
ЗАДАНИЕ № 68. Биогенная миграция атомов характеризуется следующими особенностями:
ЗАДАНИЕ № 69. Пропорциональность скорости химической реакции концентрациям реагирующих веществ связана с …
ЗАДАНИЕ № 70. В иерархическую систему уровней химического знания входят учения о структур, о закономерностях химических процессов, эволюционная химия и …
ЗАДАНИЕ № 71. Равновесие системы А(г) + В(г) «АВ(г) ·D Н0 < 0 согласно принципу Ле - Шателье смещается вправо при …
ЗАДАНИЕ № 71. Если температура в системе увеличится на 400С (температурный коэффициент равен 2), то скорость реакции …
Семинарское занятие 5. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
Биология как наука. Теория происхождения живого. Специфика живого. Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция. Основные тенденции развития биологии в конце ХХ вв. Поведение и гены. Экология и социобиология. Аналитическая психология. Раздражимость и нервная система. Парапсихология. Особенности психологии мужчин и женщин. Форма сообществ. Типы поведения. Рефлексы и бихевиоризм. Сознание и нравственность.
Вопросы для самопроверки:
1. Какова роль биологии как науки в современном естествознании?
2. В чем заключается сущность теории происхождения живого?
З. Чем отличается живое от неживого?
4. Относятся ли вирусы к живым или неживым телам и почему?
5. Каков механизм действия вируса?
6. Становление и развитие биологии как науки.
7. В чем заключается специфика живого?
8. Какова модель происхождения жизни А.И. Опарина?
9. Зачем нужен озоновый слой в атмосфере?
10. Чем отличается ДНК от РНК?
11. Какие виды РНК вы знаете?
12. Каковы особенности биологического уровня организации материи?
13. Назовите принципы эволюции, воспроизводств и развития живых организмов?
14. Зачем в природе необходимо многообразие живых организмов?
15. Что такое генетика и эволюция?
16. Что такое ген?
17. Что такое рибосома?
18. Назовите основные, тенденции развития биологии в конце ХХ вв.
19. Чем занимается генная инженерия?
20. Что изучает этология и социология?
21. Что изучает аналитическая психология?
22. Почему возникает раздражительность и какова роль нервной системы?
23. Что такое парапсихология?
24. Назовите особенности психологии мужчин и женщин.
25. Какие вы знаете типы поведения?
26. Что такое рефлексы и бихевиоризм?
27. Что такое инстинкт и научения?
28. Сознание и нравственность.
Семинарское занятие 6. ОСНОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА.
Предмет и задачи экологии. Экосистемный уровень, организации живого мира. Закономерности развития экосистем. Биосфера как глобальная экосистема. Современные концепции биосферы. Биологическая аксиоматика. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера и необратимость времени. Отношение «человек – биосфера» как глобальная проблема. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни Экологическая функция литосферы. Ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая, географическая оболочка Земли. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Аксиоматика социальной экологии. Биоэтика. Синтетическая теория эволюции. Концепция коэволюции. Гипотеза Геи-Земли. Концепция устойчивого развития социоэкосистемы.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем сходства и отличие растений и животных?
2. Предмет и задачи экологии?
3. Что такое эмпирические обобщения и чем отличаются они от гипотез, моделей и теорий?
4. Каков экосистемный уровень организации живого мира в современном представлении?
5. Назовите основные закономерности развития экосистем. Опишите биосферу как глобальную экосистему.
6. Каковы современные концепции биосферы.
7. Что такое биосферная аксиоматика?
8. В чем заключается учение В.И. Вернадского о биосфере?
9. Какова связь следующих категорий: «Человек, биосфера и космические циклы»?
10. Что такое ноосфера и необратимость времени?
11. Какова сущность отношения «человек-биосфера» как глобальной проблемы?
12. Каково внутреннее строение Земли?
13. История геологического развития Земли.
14. В чем сущность современных концепций развития геосферных оболочек.
15. Литосфера как абиотическая основа жизни.
16. Перечислите экологические функции литосферы.
17. Что такое ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая оболочка Земли?
18. Человек и его физиология.
19. Человек и его здоровье.
20. Что такое эмоции?
21. В чем сущность творчества?
22. Человек и его работоспособность.
23. В чем состоит аксиоматика социальной экологии?
24. Что такое биоэтика?
25. Синтетическая теория эволюции.
26. В чем сущность концепции коэволюции?
27. Гипотеза Геи-Земли.
28. В чем заключается концепция устойчивого развития социоэкосистемы?
Семинарское занятие 7. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Принцип экологизации науки. Три уровня экологизации: внутридисциплинарная, междисциплинарная и проблемная. Естествознание: экологическое измерение. От физики к экофизике. От химии к экохимии. Приоритет биологии. К вопросу о лидерстве наук о Земле. Техникознание: биосферный контекст. Взаимосвязь естествознания и техникознания. «Технологический оптимизм» и «технологический пессимизм». Двойственность техникознания. Биосферные противоречия: три уровня решения. От «нововведения» к «оценке технологии». Человекознание: ответные вызовы современной цивилизации. От роста к развитию. Экологичность экономики. Экономика, экология и право. Поиски «экологического человека».
Вопросы для самопроверки:
1. В чем заключается принцип экологизации науки?
2. Назовите три уровня экологизации.
3. Какова связь понятий естествознания и экологическое измерение?
4. В чем заключается сущность перехода от физики к экофизике?
5. В чем заключается сущность перехода от химии к экохимии?
6. Обоснуйте приоритет биологии.
7. Какая наука является лидером среди наук о Земле?
8. Каков биосферный контекст техникознания?
9. Взаимосвязь естествознания и техникознания.
10. «Технологический оптимизм» и «Технологический пессимизм».
11. В чем заключается двойственность техникознания.
12. Назовите биосферные противоречия и три уровня их решения.
13. В чем заключается переход от «нововведёния» к «оценке технологии»?
14. Человекознание и ответ на вызовы современной цивилизации.
15. Эволюция от роста к развитию.
16. В чем заключается экологичность экономики?
17. Взаимоотношения экономики, экологии и права.
18. В чем заключаются поиски «экологического человека»?
Задания для подготовки к экзамену: