Глава 3. Общенаучные приемы и методы, используемые в эпидемиологии. Умение применять разнообразные общенаучные и специальные методы – основной элемент «эпидемиологической культуры»

Умение применять разнообразные общенаучные и специальные методы – основной элемент «эпидемиологической культуры». Иногда, в шутку, говорят – «Эпидемиолог – врач, умеющий считать». Статистическая грамотность, т.е. совокупность знаний и умений, составляющих основу диагностической техники в эпидемиологии, является обязательным элементом «эпидемиологической культуры». Однако только за счет умения считать, невозможно добиться выполнения целей. В противном случае, в настоящее время эпидемиологические исследования проводили бы компьютеры, а не люди. Вне всякого сомнения, использование компьютеров существенно упростило статистическую обработку данных, но выдвигать гипотезы о причинно-следственных связях факторов риска и заболеваемости, может лишь человек, обладающий развитым диагностическим мышлением.

Активная мыслительная деятельность необходима на всех этапах эпидемиологического познания, начиная с выбора изучаемой проблемы, формулирования цели исследования и заканчивая интерпретацией полученных данных. Важность мышления подчеркивается еще и тем, что явления, составляющие предметную область эпидемиологии невозможно изучать с помощью чувственного познания, то есть с помощью органов чувств. Мышление эпидемиолога, как и мышление вообще, должно быть правильным (точным и ясным). Правильное мышление лишено противоречивых умозаключений и имеет доказательную базу.

Основу правильного мышления в ходе эпидемиологического познания составляют:

· знание логики, т.е. науки о правильном мышлении;

· знание общей эпидемиологии и эпидемиологии отдельных заболеваний и интегрированных с эпидемиологией других наук;

· умение и, главное, навык использования имеющихся знаний, который можно приобрести только в результатеотносительно продолжительного опыта практической работы.

Мыслительную деятельность в эпидемиологии, нередко, обозначают термином «эпидемиологическое» мышление, связывая с ним всю специфику эпидемиологического познания. Однако следует еще раз подчеркнуть, что специфика эпидемиологической деятельности связана не с особым «эпидемиологическим» мышлением или методом, а лишь с эпидемиологическим подходом. Термин «эпидемиологическое» мышление можно использовать лишь как сленговый, упрощающий обозначение мыслительной деятельности, необходимой при проведении эпидемиологических исследований.

Качество «эпидемиологического» познания, т.е. познания изучаемых эпидемиологией явлений определяется абсолютно в равной степени качеством общенаучной и специальной подготовки врачей. В общенаучной подготовке особое значение имеют знания и умения применять общенаучные приемы и методы познания, логические правила мышления.

Специальное образование складывается из сочетания разнообразных знаний и умений. Это и умение собрать необходимую для исследования информацию, и умение обработать полученные данные соответствующими статистическими методами, это и умение использовать в своем исследовании всю совокупность знаний, необходимых для эпидемиологического изучения данной патологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow