Открытая экономика: сущность, показатели, факторы, влияющие на степень открытости экономики

Открытая экономика – это экономика, которая: естественным путем интегрирована в международную экономику на микро-, макро-, глобальном уровне; достаточно полно реализует преимущества МРТ; в высокой качественной и количественной степени вовлечена в систему МЭО; имеет экономических субъектов, способных без ограничений осуществлять операции на международных рынках товаров, факторов производства; обеспечивает разумную доступность внутреннего рынка для иностранных товаров, услуг, факторов производства; зависит от мировых тенденций и факторов развития. Типы открытых экономик: малая и большая. Виды открытости: функциональная (воспроизводственная), институциональная (торгово-политическая). Модели открывания: тотальное, секторальное, отраслевое, точечное, территориальное. Механизмы открывания: одностороннее, двусторонне, региональное, межрегиональное, многостороннее. Факторы открытости: емкость внутреннего рынка, уровень экономического развития, степень конкурентоспособности, отраслевая структура и степень ее дифференциации, обеспеченность ресурсами, внешнеэкономическая политика, географическое положение, развитие производственной кооперации, транснационализации. Показатели открытости: экспортная, импортная и внешнеторговая квоты, экспорт на душу населения, доля страны в мировом экспорте, коэффициент эластичности экспорта и импорта к ВВП, показатели участия страны в других формах МЭО.

Закрытая экономика - это экономика, которая развивается на основе внутренних ресурсов и факторов (самообеспечение, опора на собственные силы), ее развитие определяется внутренними тенденциями и не зависит от мировых, она имеет минимальные связи с другими странами и устанавливает высокие барьеры в отношении других стран.

Тема 2. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ




double arrow
Сейчас читают про: