Теории международной торговли (меркантилизм, теории А.Смита, Д.Рикардо, Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева и др.)

Меркантилизм - экономическое учение и политика, отражавшие интересы торговой буржуазии во время разложения феодализма и становления капитализма (XV-XVIII вв.), исходившие из того, что источником богатства является сфера обращения, а не производства. Виды: ранний и поздний меркантилизм.

Теория абсолютных преимуществ – страны выигрывают от экспорта тех товаров, которые они производят с меньшими издержками, и от импорта тех товаров, которые производятся другими странами с меньшими издержками.

Теория сравнительных преимуществ – страны выигрывают от экспорта тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, и от импорта товаров, которые производятся другими странами с относительно более низкими издержками.

Теорема Хекшера-Олина – каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых требуется интенсивное использование относительно дефицитных для этой страны факторов производства.

Парадокс Леонтьева – наблюдение, опровергнувшее теорию соотношения факторов производства Хекшера-Олина: трудоизбыточные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, а капиталоизбыточные – трудоемкую.

Фактороизбыточность / факторонасыщенность – показатель, опреде­ляющий относительную обеспеченность страны факторами производства.

Фактороинтенсивность / фактороемкость – показатель, определяющий относительные затраты факторов производства на создание товара.

Теорема выравнивания цен на факторы производства (Хекшера-Олина-Самуэльсона) – международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства в торгующих странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: