Пары конструкций, близкие по смыслу, но требующие разного управления – с предлогами или без них:
Обидеться на что-либо, на кого-либо Обиделся на соседа | Обижен (-а, -ы) чем, кем Обижена соседом |
Радоваться чему Приходу весны | Обрадован (-а, -ы) чем Приходом весны |
Обращать вниманиена что Обращать внимание на ошибки | Уделять внимание чему Уделять внимание правописанию |
Отозваться, дать отзыв о чем Отзыв о диссертации | Дать рецензию на что Рецензия на автореферат |
Превосходство над кем (чем) Превосходство над врагом | Преимущество перед кем (чем) Преимущество перед невеждой |
Различать что и что Различать именительный и винительный падежи | Отличать что от чего Отличать винительный падеж от именительного |
Различия между чем и чем Различия между городом и деревней | Отличие чего от чего Отличие города от деревни |
Рассердиться на кого (что) Рассердилась на глупую выходку | Рассержен (-а,-ы) чем Рассержена глупой выходкой |
Удивляться чему Удивляться вашему поведению | Удивлен (-а,-ы) чем Удивлен вашим поведением |
Платить / уплатить за что Уплатить за проезд | Оплатить что Оплатить проезд |
Воплощение во что-либо Воплощение в жизнь | Претворение в чем-либо Претворение в практике |
Задание 1. Найдите подлежащее. Как следует построить фразу, чтобы читатель мог сразу различить субъект и объект?
1. И вот уже лес изуродовал новый песчаный карьер. 2. Традиционные таблицы уже заменяют диафильмы. 3. Пусть мои эмоции дополнят цифровые данные. 4. Происходящие в мире события подтверждают газетные публикации.
Задание 2. Согласуйте подлежащее со сказуемым.
В соревновании участвовал… сто двадцать один спортсмен. На совещании был… представлен… пятнадцать стран, причем большинство их посланцев являл…сь депутатами парламентов. Большинство картин русских художников-передвижников был… воспринят… как протест против застоя в искусстве. Ряд специалистов направлен… на заводы Урала, часть инженеров командиру…тся в Сибирь. 210 студентов этой группы принял… участие в олимпиаде.
Задание 3. Определите, в каком случае существительные, обозначающие лиц по профессии, согласуются с зависимыми словами по грамматическому признаку, в каком – по смысловому.
1. В экспедицию с нами поехал … молод… океанолог Ольга Морозова.
2. Один (одна) из присутствующих на аэродроме пилотов, Елена Попова, отметил… неудачную посадку последнего самолета. 3. Женщина-хирург удачно провел… очередную операцию.
Задание 4. Выберите подходящий вариант согласования подлежащего со сказуемым.
Два (мои, моих) (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город. За три (последние, последних) месяца в городе побывали многие артисты. Мне нужно защитить две (трудные, трудных) (лабораторные, лабораторных) работы. (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену. Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнований.
Задание 5. Поставьте топонимы в нужном падеже.
В городе (Шуя), из города (Москва), к станции (Рига), в деревне (Хорошилово). У реки (Лена), к реке (Волга), на озере (Селигер), от озера (Имандра). На улице (Большая Полянка), с улицы (Лубянка), об улице (Арбат), к планетам (Марс, Венера), в республике (Швейцария), в стране (Куба), над горой (Казбек).
Задание 6. Составьте словосочетания с близкими по значению словами, требующими различного управления (постановки зависимого слова в разных падежах):
1. Идентичный – сходный, обидеться – обижен, отзыв – рецензия, полный – наполненный, препятствовать – тормозить, преимущество – превосходство, различать – отличать.
2. Уверенность – вера, уплатить – оплатить, воплощение – претворение, опираться – базироваться, основываться – обосновывать, предостеречь - предупредить.
Задание 7. Найдите ошибочные словосочетания.
Отзыв на спектакль, доказательства базируются на документах, превосходство перед противником, различать старое от нового, рассержен на предложение об уходе, верить в победу, удивляться красоте природы, уплатить проезд, обижена на окружающих, уделять внимание оформлению документа, уехал в заграницу.
Задание 8. Объясните смысловое различие словосочетаний. Употребите словосочетания в соответствующих контекстах.
Требовать вознаграждение – требовать вознаграждения, просить деньги – просить денег, ждать поезд – ждать поезда, лететь на самолете – лететь в самолете, отвезти дрова – отвезти дров.
Задание 9. Запомните содержание таблицы. Со словами второго ряда составьте предложения.
просторечие | литературная норма |
В адрес По грибы С километр Скучать за матерью Скучать по вам (нам) | По адресу За грибами Около километра Скучать о (по) матери Скучать по вас (нас) |
Задание 10. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещённые справа:
сбор и обмен информация
подготовка и руководство студенты
помощь и сотрудничество _____ предприятия
познакомить и распространить документ
помогать и заботиться родители
надеяться и верить победа
Задание 11. Найдите ошибочную и правильную смысловую связь.
Образец: «Я с восхищением следил за самолётами, чудесным творением увлеченных людей, которые удалялись на восток». ОС – «людей, которые удалялись»; ПС – «самолетами, которые удалялись» (ОС ошибочная смысловая связь, ПС – правильная смысловая связь)
1. Андрей Болконский считал, что он добьется славы, сидя не в кабинете, а на поле сражения. 2. Просим сказать несколько слов о новом судне для наших читателей. 3. И в этот лагерь приехал только что окончивший школу по туристической путевке веселый паренек Максим. 4. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту. 5. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования.6. Об этом честно и искусно рассказал нам Шолохов, как будто сам был там, в романе «Поднятая целина».
Задание 12. Распределите высказывания на три группы в зависимости от типа конструкции, с которой соотносится деепричастный оборот (безличная, пассивная, субъект не соотнесён с действием, выраженным деепричастием). Исправьте ошибки.
Сдавая экзамен, необходимо накануне выспаться. Перед нами простиралась безграничная степь, смотря в даль, в душе просыпалось сильное стремление к свободе. Текст писался мной долго и напряженно, вызывая приступы раздражения и приводя к длительным часам апатии.
Задание 13. Исправьте синтаксические ошибки.
1.Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счёт плохой системы водоснабжения. 3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжёлых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По окончанию работы все должны собраться в зале. 6.Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 7. Весёлый котёнок Мурка смешила нас каждый день. 8. Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех ресурсов. 9.Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене. 10. Готовя домашнее задание, меня всё время отвлекал телефон. 11. Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью. 12. Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану. 13. Промотав своё состояние, ему нечего было оставить своим детям. 14. Устав после занятий, мне не читалось. 15. К нам присоединились ещё много колонн. 16. Наш преподаватель организовал и руководит кружком «Химия в быту». 17. В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. 18.Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. 20. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 21. В шкафу стоят много книг. 22. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое действие. 23. Думаю, что мой любимый писатель в своих произведениях недалёк к истине. 24. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.
Выполнив упражнения, сделайте выводы и подготовьте резюме по теме семинарского занятия, опираясь на вопросы:
1. Какие части речи испытывают колебания в роде, числе и падеже при их согласовании с существительным?
2. Назовите случаи, когда пары предлогов в – из, на – с пересекаются. Приведите примеры грубых ошибок в использовании этих предлогов.
3. Определите временную отнесенность производных предлогов благодаря, ввиду, вследствие. Составьте с ними предложения.
4. Какие типичные ошибки встречаются при употреблении деепричастных и причастных оборотов?
Задание на дом: заполните таблицу, приведя не менее двух примеров каждого вида возможных грамматических ошибок. Рядом напишите правильные варианты.