Существительных мужского рода

Нормативные формы на а (я)

борта желоба мастера профессора

Буфера жемчуга номера сорта

Веера жернова окорока сторожа

Вензеля колокола ордера тенора

Директора купола повара хутора

Доктора кучера погреба флюгера

Нормативные формы на –ы (-и)

банты выпуски конденсаторы торты

бухгалтеры диспетчеры лекторы тренеры

выборы договоры офицеры шоферы

выговоры инженеры ректоры штормы

Равноправные формы
Предпочтительнее форма на -а Предпочтительнее форма на - ы

крейсера – крейсеры бункеры – бункера

кузова – кузовы годы – года

трактора – тракторы инспекторы – инспектора

фельдшера – фельдшеры кондукторы – кондуктора

юнкера – юнкеры прожекторы - прожектора

Задание 5. Поставьте имена существительные в именительный падеж множественного числа.

1. Адрес, бухгалтер, век, год, директор, договор, доктор, лектор, ордер, токарь, профессор, шофер, инспектор, сорт, трактор, джемпер.

2. Боцман, бункер, дизель, диспетчер, клапан, коллектор, лоцман, мичман, офицер, рапорт, ректор, шторм, штурман.

Задание 6. Прочитайте вслух словосочетания, предложения.

1. Приехали делегации (буряты, башкиры, грузины, гуцулы, киргизы, монголы, татары, осетины, персы, румыны, узбеки, цыгане, якуты, турки, чеченцы, болгары, англичане.

2. Купили по килограмму (яблоки, лимоны, апельсины, мандарины, персики, абрикосы, ананасы, помидоры, баклажаны, сливы, вишни, дыни).

3. Взяли по паре (ботинки, сапоги, туфли, кеды, чулки, носки, гольфы, брюки, шорты, джинсы).

4. Здесь хранится множество (грабли, кочерги, вилы, тиски, ножницы, щипцы, плоскогубцы, пассатижи, простыня, полотенце, шило).

Задание 7. Исправьте морфологические ошибки в предложениях.

1.Революционеры провозили запрещенную литературу в днах сумок.

2. Студенты отксерили несколько вариантов контрольных работ. 2. Мы выехали на просторное авеню. 4. Мама научила меня танцевать старинный танго. 5. Окна занавешены красивой белой тюлью. 6. Потолок и стены были выкрашены импортным белилом. 7. Едьте быстрее – время позднее. 8. В работах школьников исчезнули пунктуационные ошибки. 9. Им двигает желание приобрести хорошее образование.

Задание 8. Определите, склоняются ли приведенные ниже имена и фамилии, просклоняйте там, где это возможно.

Произведения (Герман Гессе, Абрам Терц, Этель Лилиан Войнич, Владимир Войнович, Эмиль Золя, Лев Кассиль), философские сочинения (Жан-Жак Руссо, Григорий Сковорода), песни (Эдит Пиаф, Эдита Пьеха, Клавдия Шульженко, Булат Окуджава).

Задание 9. Подберите и проанализируйте фамилии и имена по схеме:

Фамилии Примеры Формы склоняемых фамилий
Славянские Мужские на согл. на –а на –о Женские на согл. на –а на –о Иноязычные Мужские На согл. На –а, -я На др. гласн. Женские На согл. На –а, -я На др. гласн.    

Задание 10. Проанализируйте примеры и выведите правила склонения двойных фамилий.

Картины Ван Гога, Петрова-Водкина, Остроумовой-Лебедевой; книги Сетон-Томпсона.

Задание 11. Поставьте фамилии в начальную форму.

1. Вчера встретил двух приятелей, Седого и Седова. 2. Я просил книгу Толстого, а мне в библиотеке предложили Толстова. 3. У моего приятеля Горькова, я взял почитать рассказы Горького.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: