Выработка «Р» раскатистого (с вибрацией кончика язьк:га)

После того, как ребенок научился удерживать правильное

положение кончика языка у верхних резцов, можно приступпиь

просят поднять широкий язык за верхние резцы и длительно

произносить звук, похожий на «Ж», затем добавить звук «Д»

Попросить быстро, многократно проговаривать сочетание

звуков «Д» и «Ж». Чтобы язык был широким и напряженным,

ему нужно дополнительно сильно надавить кончиком языка на

бугорки за резцами (альвеолы). В это время зондом с шариком

на конце, взрослый производит частые колебательные движения

из стороны в сторону. Слышится вибрация кончика языка.

(Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой, или

сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину.

Получится удобная пластмассовая палочка, углы должны

быть обязательно закругленными.) Далее, обучают ребенка

умению самостоятельно проводить постановку звука. Указательным

пальцем (большим, так, что бы ладонь ребенка была

повернута от него) самого ребенка (чисто вымытым, с коротко

остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык), подложенным

под кончик языка, производите частые колебательные

движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий

звук. Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать

с пальца, ребенок сможет самостоятельно вызывать колебания

языка. Если язык будет неширокий и ненапряженный,

палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Можно сравнить

язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы

вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна

ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится

детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно

сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись

вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность

вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому,

что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а

продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы

ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает

вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит

самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно

и в этом надобность отпадает.

3. Смешанный, от сочетаний звуков «дн», «др», «тр» и с

гласными в середине сочетания «тыр», «дырка», «жир». Схема

постановки такая же, как и от сочетания «дж». При постановке

т у к а «Р», следить за тем, чтобы язык был распластанным и его

кончик сильно упирался в альвеолы.

4. Смешанный, от опорных звуков. Опорными звуками для

постановки звука «Р» являются звуки «Т», «Д» и «С». Звуки

«Т» и «Д» дают подъем кончика языка вверх. Многократные,

быстрые повторения создают небольшую вибрацию кончика

языка. Звук «С» формирует направленную воздушную струю.

В постановке звука «Р» можно помочь ребенку. Когда ребенок

произносит часто звук «Д» ввести зонд под язык. Совершая им

быстрые горизонтальные колебательные движения, привести в

колебание кончик языка.

Если у ребенка слабая воздушная струя и кончик языка не

приводится в колебательное движение, можно воспользоваться

зондом-вилкой. Необходимо поднять боковые края языка,

попросить ребенка сильно подуть на кончик языка, при этом

зондом совершая колебательные движения под языком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: