Причин отсутствия звука «Р» может быть несколько:
1. Короткая подъязычная уздечка, ограничивающая движение
вверх кончика языка и передней части спинки языка.
2. Слабый напор воздушной струи.
3. Недостаточная подвижность мышц языка (особенно кончика),
приводящая к неумению выполнять языком произвольные
целенаправленные движения.
Если у ребенка короткая подъязычная уздечка и нет показаний
к ее подрезанию (подрезание подъязычной уздечки
проводится в том случае, если она короткая и состоит из неработающей
соединительной ткани), то необходимо проводить
упражнения по ее растягиванию (это артикуляционная гимнастика
и, конечно, массаж).
Массаж или растягивание подъязычной уздечки проводят
из положения языка «Грибок». Растягивание проводят в положении
натянутой уздечки шпателем или делают зонд из обычной
зубной щетки. Для этого необходимо взять зубную щетку
с широким основанием для щетины, отпилить большую часть
основания, сделать края гладкими (обжечь, наждачной бумагой
|
|
заровнять и т.д.).
Этот Т-образный зонд удобен и для массажа, и для постановки
звуков.
Растягиванию уздечки способствует специальный массаж.
Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумя пальцами
(большим и указательным) и давящими движениями растирайте,
разминайте уздечку по всей длине. Старайтесь ее растянуть,
но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань.
В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень
быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности «уздечки
», и эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь
к ней насколько раз в неделю, и через некоторое время
Вы убедитесь в том, что подъязычная уздечка увеличивается.
Особое внимание надо уделить упражнениям по развитию
воздушной струи. Она должна быть сильной, т.к. воздушная
струя приводит в колебательное движение кончик языка.
В подготовительном этапе постановки звука «Р» в артикуляционную
гимнастику включить следующие упражнения.
Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» — «Трубочка
», вибрация губ, артикулирование гласных звуков: «А», «О»,
«У», вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях,
при закрытых челюстях, приподнимание плотно сжатых
губ вверх, вниз, движения губ хоботком влево право и т.д.
Упражнения для языка: «Болтушка», «Индюк», «Лопаточка
», «Почистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка»,
«Киска сердится», «Чашечка», «Маляр», «Приклей конфетку
», «Накажем непослушный язык», «Покусывание языка»,
«Лошадка», «Грибок», «Гармошка». «Барабанщик» — (улыбнуться,
открыть рот, постучать кончиком языка по верхним
|
|
зубам— «д-д-д-д...»), «Дятел» (аналогично, только многократные
удары кончиком языка по верхним зубам с произнесением
звука «т-т-т-т...»), чередование движений «Лопаточка
» — «Иголочка» и т.д.
Упражнения для выработки плавной, воздушной струи: «Чей
мяч улетит дальше?», «Фокус», упражнение с «султанчиком»,
со снежинками, с листиками, бабочками и все рекомендуемые
упражнения для развития воздушной струи. У ребенка воздушная
струя развита хорошо, если она может вызвать вибрацию
губ.
Есть несколько способов постановки звука «Р».
Постановка звука «Р» обычно по подражанию не проводится.
Если ребенок до 5 лет не научился произносить звук «Р»,
значит есть причины, которые необходимо выяснить и устранить,
иначе можно получить более сложные дефекты, например:
велярное, увулярное произношение звука «Р». При постановке
обратить внимание на то, что бы:
- язык был распластанным;
- кончик языка сильно упирался в альвеолы.
1. От артикуляционного уклада.
а) «Грибок». Предложите ребенку при открытом рте присасывать
язык к небу, затем, не отпуская языка, сильно
подуть на него. В момент отрыва языка от нёба под напором
выдыхаемой струи воздуха возникает короткая
вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет;' у
ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далеес >н
может вызвать этот звук самостоятельно, без механиге-
ской помощи
б) «Болтушка». Просят ребенка поболтать широким я ш -
ком сначала между губами, потом между зубами и даете,
у альвеол. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздуу: с
включением голоса. Язык «набухает», и слышится раскатистый
звук «Р».
2. Смешанный.
Подготовительный этап. Выработка «Р» проторного б((ез
вибрации кончика языка). Для правильного произношения
звука «Р» нужно, чтобы передний край языка стал широким.
Нужно объяснить и привести сравнения: «Сделай язык блинчиком,
пусть он полежит на тарелочке». Если язык сужаесгя,
то в игровой форме можно «Наказать непослушный язычеюю.
Когда ребенок научится распластывать язык, делать его ш г -
ким, ненапряженным, предложите ему поднять язык к верхюгй
губе.
Далее попросите широкий язык поднять вверх, перевесит к
альвеолам «бугоркам». Удерживая язык в таком положении,
попросите подуть на его кончик. Когда ребенок привык к р.т-
ной артикуляции, можно приступить к постановке звука «F>'>.
Постановка звука. Ребенок произносит с указанной вьшие
артикуляцией звук «Ж», это напоминает звук «Р», но без инб-
рации кончика языка. Если вместо «Р» будет слышаться эзв'к
«Ж», надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к резща*.
Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук <А.А>,
мы слышим слог «ра». С другими гласными получаются звукосочетания
«ры», «ро», «ру». Такая подготовка постспеинго
и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию,* ю
без вибрации кончика языка. Полученный звук «Р» называется
проторным.