Звук «Р» отсутствует

Причин отсутствия звука «Р» может быть несколько:

1. Короткая подъязычная уздечка, ограничивающая движение

вверх кончика языка и передней части спинки языка.

2. Слабый напор воздушной струи.

3. Недостаточная подвижность мышц языка (особенно кончика),

приводящая к неумению выполнять языком произвольные

целенаправленные движения.

Если у ребенка короткая подъязычная уздечка и нет показаний

к ее подрезанию (подрезание подъязычной уздечки

проводится в том случае, если она короткая и состоит из неработающей

соединительной ткани), то необходимо проводить

упражнения по ее растягиванию (это артикуляционная гимнастика

и, конечно, массаж).

Массаж или растягивание подъязычной уздечки проводят

из положения языка «Грибок». Растягивание проводят в положении

натянутой уздечки шпателем или делают зонд из обычной

зубной щетки. Для этого необходимо взять зубную щетку

с широким основанием для щетины, отпилить большую часть

основания, сделать края гладкими (обжечь, наждачной бумагой

заровнять и т.д.).

Этот Т-образный зонд удобен и для массажа, и для постановки

звуков.

Растягиванию уздечки способствует специальный массаж.

Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумя пальцами

(большим и указательным) и давящими движениями растирайте,

разминайте уздечку по всей длине. Старайтесь ее растянуть,

но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань.

В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень

быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности «уздечки

», и эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь

к ней насколько раз в неделю, и через некоторое время

Вы убедитесь в том, что подъязычная уздечка увеличивается.

Особое внимание надо уделить упражнениям по развитию

воздушной струи. Она должна быть сильной, т.к. воздушная

струя приводит в колебательное движение кончик языка.

В подготовительном этапе постановки звука «Р» в артикуляционную

гимнастику включить следующие упражнения.

Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» — «Трубочка

», вибрация губ, артикулирование гласных звуков: «А», «О»,

«У», вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях,

при закрытых челюстях, приподнимание плотно сжатых

губ вверх, вниз, движения губ хоботком влево право и т.д.

Упражнения для языка: «Болтушка», «Индюк», «Лопаточка

», «Почистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка»,

«Киска сердится», «Чашечка», «Маляр», «Приклей конфетку

», «Накажем непослушный язык», «Покусывание языка»,

«Лошадка», «Грибок», «Гармошка». «Барабанщик» — (улыбнуться,

открыть рот, постучать кончиком языка по верхним

зубам— «д-д-д-д...»), «Дятел» (аналогично, только многократные

удары кончиком языка по верхним зубам с произнесением

звука «т-т-т-т...»), чередование движений «Лопаточка

» — «Иголочка» и т.д.

Упражнения для выработки плавной, воздушной струи: «Чей

мяч улетит дальше?», «Фокус», упражнение с «султанчиком»,

со снежинками, с листиками, бабочками и все рекомендуемые

упражнения для развития воздушной струи. У ребенка воздушная

струя развита хорошо, если она может вызвать вибрацию

губ.

Есть несколько способов постановки звука «Р».

Постановка звука «Р» обычно по подражанию не проводится.

Если ребенок до 5 лет не научился произносить звук «Р»,

значит есть причины, которые необходимо выяснить и устранить,

иначе можно получить более сложные дефекты, например:

велярное, увулярное произношение звука «Р». При постановке

обратить внимание на то, что бы:

- язык был распластанным;

- кончик языка сильно упирался в альвеолы.

1. От артикуляционного уклада.

а) «Грибок». Предложите ребенку при открытом рте присасывать

язык к небу, затем, не отпуская языка, сильно

подуть на него. В момент отрыва языка от нёба под напором

выдыхаемой струи воздуха возникает короткая

вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет;' у

ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далеес >н

может вызвать этот звук самостоятельно, без механиге-

ской помощи

б) «Болтушка». Просят ребенка поболтать широким я ш -

ком сначала между губами, потом между зубами и даете,

у альвеол. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздуу: с

включением голоса. Язык «набухает», и слышится раскатистый

звук «Р».

2. Смешанный.

Подготовительный этап. Выработка «Р» проторного б((ез

вибрации кончика языка). Для правильного произношения

звука «Р» нужно, чтобы передний край языка стал широким.

Нужно объяснить и привести сравнения: «Сделай язык блинчиком,

пусть он полежит на тарелочке». Если язык сужаесгя,

то в игровой форме можно «Наказать непослушный язычеюю.

Когда ребенок научится распластывать язык, делать его ш г -

ким, ненапряженным, предложите ему поднять язык к верхюгй

губе.

Далее попросите широкий язык поднять вверх, перевесит к

альвеолам «бугоркам». Удерживая язык в таком положении,

попросите подуть на его кончик. Когда ребенок привык к р.т-

ной артикуляции, можно приступить к постановке звука «F>'>.

Постановка звука. Ребенок произносит с указанной вьшие

артикуляцией звук «Ж», это напоминает звук «Р», но без инб-

рации кончика языка. Если вместо «Р» будет слышаться эзв'к

«Ж», надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к резща*.

Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук <А.А>,

мы слышим слог «ра». С другими гласными получаются звукосочетания

«ры», «ро», «ру». Такая подготовка постспеинго

и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию,* ю

без вибрации кончика языка. Полученный звук «Р» называется

проторным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: