Если у ребенка искаженное произношение звука «Р», то
по подражанию этот звук не ставится. В практике чаще всего
встречаются велярное и увулярное искажения.
Причинами искажения звука «Р» могут быть:
- укороченная подъязычная уздечка;
- нарушениемышечноготонусаязыкаилигипотониямышц
одной половики языка при боковом произношении;
- неправильная атака воздушной струи.
Велярное произношение звука «Р» — наиболее частый дефект
искаженного произношения звука «Р». При этом произношении
корневая часть языка сближается с нижним краем
мягкого нёба, образуя с ним щель. Выдыхаемая воздушная
струя, направляемая корнем языка на мягкое нёбо, вызывает
его мелкую вибрацию.
При увулярном произношении звука «Р» язык оттянут еще
дальше вглубь ротовой полости, в результате чего выдыхаемая
воздушная струя направляется на увулю и вибрирует только
язычок. Слышится рокот.
При исправлении искаженного произношения звука «Р»
следует развивать мышцы кончика языка — это массаж и артикуляционные
|
|
упражнения (см. межзубное произношение звука
«С»). Также помогают расслабляющий массаж корня языка,
артикуляционные упражнения, применяемые при отсутствии
звука «Р», и развитие напора воздушной струи. Когда проводят
упражнения для развития напора воздушной струи, необходимо
стремиться к выработке плавной, воздушной струи на выходе
изо рта, т.е. чтобы ребенок не направлял ее на мягкое нёбо.
Можно включать упражнения, вызывающие вибрацию губ (хорошо
получается у малышей) сильным напором воздуха.
При постановке можно воспользоваться любым из способов,
применяемых для постановки звука «Р» при отсутствии
звука, но при этом особенно обратить внимание на то, чтобы:
- язык был распластанным;
- кончик языка сильно упирался в альвеолы.
Постановка звука «Р*»
Правильная артикуляция
Губы — разомкнуты.
Зубы — сближены на расстоянии 4-5 мм.
Язык — кончик языка поднят к верхним резцам (ниже, чем
при произнесении звука «Р»), вибрирует, средняя часть спинки
языка поднимается к твердому небу, боковые края прижаты к
коренным зубам.
Голосовые складки — сомкнуты, вибрируют.
Воздушная струя — сильная, теплая, проходит посередине
языка.
При произнесении звука «Р*» губы слегка растянуты в
улыбке — на модели овал; кончик языка у верхних резцов и
совершает колебательные движения — на модели волна выше
середины. Звук сонорный — на модели колокольчик.
Постановку звука «Р*» рекомендуется начинать после введения
в речь звука «Р» (это требование не является жестким).
Можно это обыграть на моделях.
Ребенку показывают модели артикуляции звуков «Р» и «Р*».
|
|
Объяснить разницу в произнесении заменяемых звуков на
примере моделей.
При произнесении звука «Р» губы нейтральны — на модели
круг, а при произнесении звука «Р*» губы слегка в улыбке —
на модели оваш. Кончик языка при произнесении звука «Р» —
у альвеол, а про: произнесении звука «Р*» — несколько ниже —
у основания в^охних резцов, вибрирует — на моделях волна.
Звуки соноршы — на моделях колокольчик.
После того I, сак ребенок произнес звук «Р», просим его слегка
улыбнутьсяи i немного ниже опустить кончик языка (при оттягивании
угожгов рта в улыбку мы способствуем продвижению
языка вперед 1 1 смягчению звука). Просим мягче произнести
звук, уменьши внапор воздушной струи, слышится звук «Р*».