Искажения

Если у ребенка искаженное произношение звука «Р», то

по подражанию этот звук не ставится. В практике чаще всего

встречаются велярное и увулярное искажения.

Причинами искажения звука «Р» могут быть:

- укороченная подъязычная уздечка;

- нарушениемышечноготонусаязыкаилигипотониямышц

одной половики языка при боковом произношении;

- неправильная атака воздушной струи.

Велярное произношение звука «Р» наиболее частый дефект

искаженного произношения звука «Р». При этом произношении

корневая часть языка сближается с нижним краем

мягкого нёба, образуя с ним щель. Выдыхаемая воздушная

струя, направляемая корнем языка на мягкое нёбо, вызывает

его мелкую вибрацию.

При увулярном произношении звука «Р» язык оттянут еще

дальше вглубь ротовой полости, в результате чего выдыхаемая

воздушная струя направляется на увулю и вибрирует только

язычок. Слышится рокот.

При исправлении искаженного произношения звука «Р»

следует развивать мышцы кончика языка — это массаж и артикуляционные

упражнения (см. межзубное произношение звука

«С»). Также помогают расслабляющий массаж корня языка,

артикуляционные упражнения, применяемые при отсутствии

звука «Р», и развитие напора воздушной струи. Когда проводят

упражнения для развития напора воздушной струи, необходимо

стремиться к выработке плавной, воздушной струи на выходе

изо рта, т.е. чтобы ребенок не направлял ее на мягкое нёбо.

Можно включать упражнения, вызывающие вибрацию губ (хорошо

получается у малышей) сильным напором воздуха.

При постановке можно воспользоваться любым из способов,

применяемых для постановки звука «Р» при отсутствии

звука, но при этом особенно обратить внимание на то, чтобы:

- язык был распластанным;

- кончик языка сильно упирался в альвеолы.

Постановка звука «Р*»

Правильная артикуляция

Губы — разомкнуты.

Зубы — сближены на расстоянии 4-5 мм.

Язык — кончик языка поднят к верхним резцам (ниже, чем

при произнесении звука «Р»), вибрирует, средняя часть спинки

языка поднимается к твердому небу, боковые края прижаты к

коренным зубам.

Голосовые складки — сомкнуты, вибрируют.

Воздушная струя — сильная, теплая, проходит посередине

языка.

При произнесении звука «Р*» губы слегка растянуты в

улыбке — на модели овал; кончик языка у верхних резцов и

совершает колебательные движения — на модели волна выше

середины. Звук сонорный — на модели колокольчик.

Постановку звука «Р*» рекомендуется начинать после введения

в речь звука «Р» (это требование не является жестким).

Можно это обыграть на моделях.

Ребенку показывают модели артикуляции звуков «Р» и «Р*».

Объяснить разницу в произнесении заменяемых звуков на

примере моделей.

При произнесении звука «Р» губы нейтральны — на модели

круг, а при произнесении звука «Р*» губы слегка в улыбке —

на модели оваш. Кончик языка при произнесении звука «Р» —

у альвеол, а про: произнесении звука «Р*» — несколько ниже —

у основания в^охних резцов, вибрирует — на моделях волна.

Звуки соноршы — на моделях колокольчик.

После того I, сак ребенок произнес звук «Р», просим его слегка

улыбнутьсяи i немного ниже опустить кончик языка (при оттягивании

угожгов рта в улыбку мы способствуем продвижению

языка вперед 1 1 смягчению звука). Просим мягче произнести

звук, уменьши внапор воздушной струи, слышится звук «Р*».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: