Методические указания по литературному и редакционному оформлению выпускной квалификационной работы

Большое значение при написании ВКР имеет грамотное, правильное изложение материала. Это, прежде всего, логичность и последовательность изложения материала, общая грамотность, соответствие ГОСТам и принятым правилам, внешний вид работы. Следует следить за правильностью выбора формулировок, которые наиболее просто, кратко выражали бы смысл излагаемого. Не следует предложения делать излишне пространными и сложными, но не рекомендуется и делать чрезмерно краткие предложения. В отдельный абзац выделяют предложения, связанные между собой одной мыслью, расположенные в логической последовательности.

Не рекомендуется употреблять слова и выражения: «во главу угла», «на все сто процентов» и т. п. В тексте допускаются общепринятые сокращения: «с.» - страница; «ст.» - статья; «и т. п.» - и тому подобное; «и т. д.» - и так далее; «и др.» - и другие; «гг.» - годы, «м» - метр; «с» - секунда; «мин.» - минута; «ЧСС» - частота сердечных сокращений и др. Если автор вводит в работу символы или собственные сокращения, то их необходимо расшифровать. Лучше эту расшифровку дать в главе «Методика и организация исследования» или на отдельной странице «Условные обозначения». При первом упоминании об этих терминах и обозначениях их наименование пишется полностью, и только в последующих упоминаниях дается сокращенное обозначение.

При изложении работы не рекомендуется писать от первого лица: «Я считаю», «Мне кажется», «По моему мнению» и т. п., а также множественного «Мы получаем», «Мы наблюдаем» и т. п. Допускается фраза с сохранением множественного числа, но исключением местоимения «мы». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению». Однако лучше употреблять мысль в безличной форме: «изучение передового опыта свидетельствует», «на основании изучения литературных источников можно заключить», «проведенные исследования доказывают» и т. п.

При представлении материала должен быть соблюден единый стиль изложения, орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность. Не рекомендуется часто употреблять одинаковые слова, словосочетания и обороты; дважды использовать какое-либо понятие в одной фразе; располагать близко друг от друга слова, образованные от одного корня. Если в тексте приводятся фамилия и инициалы ученых, исследователей, авторов используемой литературы, то сначала пишутся инициалы, а затем фамилия -И.П. Ратов, Л.П. Матвеев, а не Ушинский К.Д., как это принято в списке литературы.

Терминология, наименования, обозначения и понятия должны быть едиными на протяжении всего текста.

При изложении ВКР практикуется разделение всего материала на смысловые части, выделяемые заголовками. Наиболее распространенным является подразделение работы на главы.

Главы принято нумеровать римскими цифрами I, II, III и т. д. Разделы обозначаются следующим образом: 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и т. д. Иногда бывает необходимо выделить в тексте и подразделы. Это делается так: 1.1.1, 1.1.2, 2.1.1 и т. д. При наличии разделов и подразделов главы нумеруются арабскими цифрами.

В текст работы может входить графический и иллюстративный материал. Этот материал размещают как на отдельных страницах, так и в промежутках между текстом. Существуют следующие виды иллюстративного материала: таблицы, рисунки, схемы, графики, диаграммы. Каждая иллюстрация, помещенная в тексте, должна иметь точное и краткое наименование (название). На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки. При этом в ссылках слово «таблица» пишется сокращенно — «табл. 4», «в табл. 5».

Все таблицы, рисунки, диаграммы имеют сквозную (независимо от главы) нумерацию, строятся по единому принципу. Имеется головка таблицы, которая располагается горизонтально вверху таблицы.

Головка состоит из граф и подзаголовков граф. Заголовки граф должны быть краткими, начинаться с прописных букв и указываться в единственном числе. Подзаголовки (если в них имеется необходимость) начинаются с прописных букв, если они имеют самостоятельное значение, и со строчных, если составляют с заголовком одно предложение. В первой слева колонке указываются названия соответствующих строк горизонтальных рядов таблиц. Если нужно перенести часть таблицы на другую страницу, повторяется головка таблицы (можно только с нумерацией подзаголовков с подписью вверху «продолжение табл. 5»). В графах (колонке) классы чисел должны находиться друг под другом. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке не приводятся, то в графе ставится прочерк. Если не удается построить таблицу так, чтобы она была понятна без текста, то необходимо сделать пояснения в примечании к таблице.

Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово Таблица (сокращать нель­зя) и порядковая цифра (без знака №) пишутся в правом верх­нем углу; ниже, посередине строки, размещается название таб­лицы строчными буквами, но с заглавной и еще ниже - сама таблица. Точка в конце заглавия таблицы не ставится.

 
 
Таблица 2 Динамика показателей физической подготовленности в процессе эксперимента


  Рис. 2. Процентное соотношение выполнения президентских тестов детьми 1-11 классов
Рисунки имеют отдельную нумерацию. Подписи к ним де­лаются внизу в следующем порядке: сокращенное слово (Рис.), порядковый номер рисунка (без знака №), точка, название ри­сунка с заглавной буквы, в конце названия точка не ставится.

При этом в настенных диаграммах, предназначенных для защиты научной работы, целесообразно писать заголовки сверху.

Графики не следует помещать в приложения отдельно от основного текста - это затрудняет восприятие самого текста, а также и графика. Таблицы, помещенные в приложении, имеют свою нумерацию, отличную от таблиц в тексте. В тексте работы допускаются ссылки на приложения (см. табл. 2 прил. 3).

Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилий авторов).

О каждой книге указываются следующие сведения:

¨ фамилия и, через запятую, инициалы автора;

¨ полное и точное название книги;

¨ подзаголовок, уточняющий название (если он указан на титульном листе);

¨ сведения об ответственности, которым предшествует косая черта. Здесь перечисляются уже все авторы начиная с инициалов. Если книга написана 4-мя и более авторами, то можно указать только первого автора, затем пишется «и др.»;

¨ место издания (для Москвы, Ленинграда и Санкт-Петербурга употребляются сокращения: «М.», «Л.» и «СПб.»);

¨ названия издательства (полностью без сокращения);

¨ год издания (без слова «год» или сокращения «г»);

¨ количество страниц в книге.

Например:

1. Войцеховский, С. М. Книга тренера / С.М.Войцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 311 с.

2. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, П.К.Петров. - М.: «Академия», 2001.- 264 с.

3. Ивойлов, А. В. Волейбол / А.В.Ивойлов. – Минск: Высшая школа, 1985. - 282 с.

Если на титульном листе книги не указан автор, но на следующих страницах указаны авторы-составители, имеются сведения, под чьей редакцией написана книга или другие сведения о лицах, имеющих отношение к созданию объекта описания, то описание такой книги начинается с ее названия. Инициалы и фамилии этих лиц пишутся в сведениях об ответственности после косой черты.

Например:

4. Учение о тренировке / Под ред. Д. Харре. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 208 с.

Сведения о статьях, рефератах, тезисах, опубликованных в сборниках должны содержать:

¨ фамилию и, через запятую, инициалы автора;

¨ заглавие;

¨ сведения об ответственности, где указываются уже все авторы:

¨ полное название сборника (через 2 косые черты);

¨ город, где опубликован сборник;

¨ год издания;

¨ выпуск или часть (если таковые имеются);

¨ страницы, на которых помещена публикация.

Например:

1. Лубышева, Л. И. Спортивная культура как перспективная предметная сфера деятельности общеобразовательной школы / Л.И.Лубышева // Спортивно ориентированное физическое воспитание - новая педагогическая технология XXI века: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Чайковский: ЧГИФК, 2005. - С. 25-33.

Сведения о статьях, опубликованных в периодической печати включают:

¨ фамилию и, через запятую, инициалы автора;

¨ заглавие статьи;

¨ сведения об ответственности;

¨ название журнала или газеты (через 2 косые черты);

¨ год издания;

¨ номер журнала, а для газеты - число и месяц;

¨ номер страниц, на которых помещена статья.

Например:

1. Афонин, В. Н. Оценка тренировочной нагрузки гимнастов по пульсовой стоимости упражнений / В.Н.Афонин // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 2. - С. 12-16.

2. Курысь, В. Н. Взгляды на общее непрерывное образование в области физической культуры в пространстве педагогической антропологии / В.Н.Курысь, Л.Н.Сляднева // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 14-19.

Если студент использует диссертации или авторефераты, то при их описании указывается:

¨ фамилия и, через запятую, инициалы автора;

¨ название работы с уточняющими сведениями;

¨ сведения об ответственности;

¨ город, где работа защищалась;

¨ год исполнения;

¨ количество страниц.

Например:

1. Амалин, М. Е. Исследование вопроса тактической подготовки волейболистов-мастеров: автореф. дис.... канд. пед. наук / М.Е.Амалин. - Тарту, 1973. - 22 с.

2. Марков, Ю. А. Организация и методика физического воспитания мальчиков 11-13 лет - учащихся общеобразовательной школы в учебно-тренировочных группах спортивной гимнастики: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.А.Марков. - М., 1998. - 19 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: