Большое значение при написании ВКР имеет грамотное, правильное изложение материала. Это, прежде всего, логичность и последовательность изложения материала, общая грамотность, соответствие ГОСТам и принятым правилам, внешний вид работы. Следует следить за правильностью выбора формулировок, которые наиболее просто, кратко выражали бы смысл излагаемого. Не следует предложения делать излишне пространными и сложными, но не рекомендуется и делать чрезмерно краткие предложения. В отдельный абзац выделяют предложения, связанные между собой одной мыслью, расположенные в логической последовательности.
Не рекомендуется употреблять слова и выражения: «во главу угла», «на все сто процентов» и т. п. В тексте допускаются общепринятые сокращения: «с.» - страница; «ст.» - статья; «и т. п.» - и тому подобное; «и т. д.» - и так далее; «и др.» - и другие; «гг.» - годы, «м» - метр; «с» - секунда; «мин.» - минута; «ЧСС» - частота сердечных сокращений и др. Если автор вводит в работу символы или собственные сокращения, то их необходимо расшифровать. Лучше эту расшифровку дать в главе «Методика и организация исследования» или на отдельной странице «Условные обозначения». При первом упоминании об этих терминах и обозначениях их наименование пишется полностью, и только в последующих упоминаниях дается сокращенное обозначение.
|
|
При изложении работы не рекомендуется писать от первого лица: «Я считаю», «Мне кажется», «По моему мнению» и т. п., а также множественного «Мы получаем», «Мы наблюдаем» и т. п. Допускается фраза с сохранением множественного числа, но исключением местоимения «мы». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению». Однако лучше употреблять мысль в безличной форме: «изучение передового опыта свидетельствует», «на основании изучения литературных источников можно заключить», «проведенные исследования доказывают» и т. п.
При представлении материала должен быть соблюден единый стиль изложения, орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность. Не рекомендуется часто употреблять одинаковые слова, словосочетания и обороты; дважды использовать какое-либо понятие в одной фразе; располагать близко друг от друга слова, образованные от одного корня. Если в тексте приводятся фамилия и инициалы ученых, исследователей, авторов используемой литературы, то сначала пишутся инициалы, а затем фамилия -И.П. Ратов, Л.П. Матвеев, а не Ушинский К.Д., как это принято в списке литературы.
Терминология, наименования, обозначения и понятия должны быть едиными на протяжении всего текста.
При изложении ВКР практикуется разделение всего материала на смысловые части, выделяемые заголовками. Наиболее распространенным является подразделение работы на главы.
|
|
Главы принято нумеровать римскими цифрами I, II, III и т. д. Разделы обозначаются следующим образом: 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и т. д. Иногда бывает необходимо выделить в тексте и подразделы. Это делается так: 1.1.1, 1.1.2, 2.1.1 и т. д. При наличии разделов и подразделов главы нумеруются арабскими цифрами.
В текст работы может входить графический и иллюстративный материал. Этот материал размещают как на отдельных страницах, так и в промежутках между текстом. Существуют следующие виды иллюстративного материала: таблицы, рисунки, схемы, графики, диаграммы. Каждая иллюстрация, помещенная в тексте, должна иметь точное и краткое наименование (название). На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки. При этом в ссылках слово «таблица» пишется сокращенно — «табл. 4», «в табл. 5».
Все таблицы, рисунки, диаграммы имеют сквозную (независимо от главы) нумерацию, строятся по единому принципу. Имеется головка таблицы, которая располагается горизонтально вверху таблицы.
Головка состоит из граф и подзаголовков граф. Заголовки граф должны быть краткими, начинаться с прописных букв и указываться в единственном числе. Подзаголовки (если в них имеется необходимость) начинаются с прописных букв, если они имеют самостоятельное значение, и со строчных, если составляют с заголовком одно предложение. В первой слева колонке указываются названия соответствующих строк горизонтальных рядов таблиц. Если нужно перенести часть таблицы на другую страницу, повторяется головка таблицы (можно только с нумерацией подзаголовков с подписью вверху «продолжение табл. 5»). В графах (колонке) классы чисел должны находиться друг под другом. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке не приводятся, то в графе ставится прочерк. Если не удается построить таблицу так, чтобы она была понятна без текста, то необходимо сделать пояснения в примечании к таблице.
Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово Таблица (сокращать нельзя) и порядковая цифра (без знака №) пишутся в правом верхнем углу; ниже, посередине строки, размещается название таблицы строчными буквами, но с заглавной и еще ниже - сама таблица. Точка в конце заглавия таблицы не ставится.
|
|
При этом в настенных диаграммах, предназначенных для защиты научной работы, целесообразно писать заголовки сверху.
Графики не следует помещать в приложения отдельно от основного текста - это затрудняет восприятие самого текста, а также и графика. Таблицы, помещенные в приложении, имеют свою нумерацию, отличную от таблиц в тексте. В тексте работы допускаются ссылки на приложения (см. табл. 2 прил. 3).
Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилий авторов).
О каждой книге указываются следующие сведения:
¨ фамилия и, через запятую, инициалы автора;
¨ полное и точное название книги;
¨ подзаголовок, уточняющий название (если он указан на титульном листе);
¨ сведения об ответственности, которым предшествует косая черта. Здесь перечисляются уже все авторы начиная с инициалов. Если книга написана 4-мя и более авторами, то можно указать только первого автора, затем пишется «и др.»;
|
|
¨ место издания (для Москвы, Ленинграда и Санкт-Петербурга употребляются сокращения: «М.», «Л.» и «СПб.»);
¨ названия издательства (полностью без сокращения);
¨ год издания (без слова «год» или сокращения «г»);
¨ количество страниц в книге.
Например:
1. Войцеховский, С. М. Книга тренера / С.М.Войцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 311 с.
2. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, П.К.Петров. - М.: «Академия», 2001.- 264 с.
3. Ивойлов, А. В. Волейбол / А.В.Ивойлов. – Минск: Высшая школа, 1985. - 282 с.
Если на титульном листе книги не указан автор, но на следующих страницах указаны авторы-составители, имеются сведения, под чьей редакцией написана книга или другие сведения о лицах, имеющих отношение к созданию объекта описания, то описание такой книги начинается с ее названия. Инициалы и фамилии этих лиц пишутся в сведениях об ответственности после косой черты.
Например:
4. Учение о тренировке / Под ред. Д. Харре. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 208 с.
Сведения о статьях, рефератах, тезисах, опубликованных в сборниках должны содержать:
¨ фамилию и, через запятую, инициалы автора;
¨ заглавие;
¨ сведения об ответственности, где указываются уже все авторы:
¨ полное название сборника (через 2 косые черты);
¨ город, где опубликован сборник;
¨ год издания;
¨ выпуск или часть (если таковые имеются);
¨ страницы, на которых помещена публикация.
Например:
1. Лубышева, Л. И. Спортивная культура как перспективная предметная сфера деятельности общеобразовательной школы / Л.И.Лубышева // Спортивно ориентированное физическое воспитание - новая педагогическая технология XXI века: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Чайковский: ЧГИФК, 2005. - С. 25-33.
Сведения о статьях, опубликованных в периодической печати включают:
¨ фамилию и, через запятую, инициалы автора;
¨ заглавие статьи;
¨ сведения об ответственности;
¨ название журнала или газеты (через 2 косые черты);
|
|
¨ год издания;
¨ номер журнала, а для газеты - число и месяц;
¨ номер страниц, на которых помещена статья.
Например:
1. Афонин, В. Н. Оценка тренировочной нагрузки гимнастов по пульсовой стоимости упражнений / В.Н.Афонин // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 2. - С. 12-16.
2. Курысь, В. Н. Взгляды на общее непрерывное образование в области физической культуры в пространстве педагогической антропологии / В.Н.Курысь, Л.Н.Сляднева // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 14-19.
Если студент использует диссертации или авторефераты, то при их описании указывается:
¨ фамилия и, через запятую, инициалы автора;
¨ название работы с уточняющими сведениями;
¨ сведения об ответственности;
¨ город, где работа защищалась;
¨ год исполнения;
¨ количество страниц.
Например:
1. Амалин, М. Е. Исследование вопроса тактической подготовки волейболистов-мастеров: автореф. дис.... канд. пед. наук / М.Е.Амалин. - Тарту, 1973. - 22 с.
2. Марков, Ю. А. Организация и методика физического воспитания мальчиков 11-13 лет - учащихся общеобразовательной школы в учебно-тренировочных группах спортивной гимнастики: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.А.Марков. - М., 1998. - 19 с.