Осязательное восприятие, основу которого составляют кожные и двигательные ощущения, для абсолютно слепых является главным компенсаторным механизмом в процессе познания окружающего мира. Не случайно практически во всех разделах учебной программы для слепых младших школьников предусмотрено направленное развитие осязания.
На занятиях ориентированием в пространстве также необходимо уделять большое внимание развитию осязательного восприятия. Безусловно, что при этом необходима самая тесная связь с другими учебными предметами, особенно изобразительным искусством, математикой, природоведением. Знания, умения и навыки, получаемые слепыми учащимися на этих предметах, должны стать той основой, на которой будет строиться обучение осязанию применительно к столь специфической для слепых деятельности, какой является ориентировка в пространстве и мобильность.
Навыки осязательного восприятия которыми должны овладеть слепые дети младшего школьного возраста на занятиях ориентировкой:
1. Осязательное обследование окружающих слепого предметов.
2. Осязательное обследование отношений между предметами в окружающей слепого среде.
3. Осязательное чтение простейших рельефных схем, маршрутов, «карт-путей» и макетов.
4. Самостоятельное изготовление простейших схем-путей и «карт-путей».
5. Различение ногами характера покрытия пола (или грунтового покрытия).
Что касается первых двух видов навыков, то вопросы их формирования будут кратко рассмотрены в следующем разделе работы. Здесь же мы остановимся на трех последних.