Освоение внутришкольных маршрутов

С первых дней нахождения ребенка в школе его необходимо обучать ориентированию по наиболее значимым для него маршрутам внутри школы (спальная комната — туалет, спальная комната — учебная комната, учебная комната — столовая и т. п.). При этом, как и вообще при обучении слепых детей ориентировке и мобильности, следует соблюдать принцип постепенности, последовательно, целенаправленно осваивая отдельные маршруты.

На начальных этапах обучения преимущественное значение имеет непосредственное ознакомление ребенка с маршрутом с подробным объяснением основных направлений маршрута, их изменений и наиболее существенных ориентиров, находящихся на пути.

В процессе знакомства прежде всего следует подробно рассказать ребенку о значении для ориентировки умения ходить вдоль коридоров школы. Уже в младшем школьном возрасте необходимо учить слепого ребенка приемам передвижения в школе вдоль стен. Методика обучения этому предлагается, в частности, М. Эппл и М. Н. Наумовым и заключается в следующем.

Слепого ребёнка ставят около стены или какой-либо другой линейной плоскости на расстоянии от неё около 10 см. Находящаяся у стены рука несколько сгибается в локтевом суставе и чуть приподнимается на удобную для ребёнка высоту (на уровне пояса или несколько ниже). В том случае, если стена гладкая, занимающийся прикасается к ней мизинцем и безымянными пальцами. Если же шероховатая, то рука поворачивается так, что внешняя сторона кисти соприкасается со стеной, вторые фаланги пальцев сгибаются так, что ногти касаются поверхности стены. С тем, чтобы вовремя обнаружить предметы, расположенные вдоль стены, руку рекомендуется держать несколько перед собой. В таком положении слепой ребенок двигается вдоль стены.

Исходя из того, что слепые дети младшего школьного возраста легче ориентируются по направлению пути и по расположенным вдоль этого пути ориентирам, обучаемым необходимо постоянно предоставлять возможность тщательного, неторопливого осязательного «осматривания» предметов, являющихся ориентирами. Такими ориентирами при передвижениях по школе могут быть двери комнат, окна, выступы стен, лестницы. Обследуя эти ориентиры, ребенок должен увязать их взаимное расположение по отношению друг к другу и к поворотам осваиваемого маршрута. Важно поэтому, чтобы после ознакомления с очередным предметом-ориентиром на маршруте ребенок мог вернуться к предыдущему (предыдущим) ориентирам. Следует добиваться, чтобы ребенок держал в своей памяти последовательное расположение различных предметов, поворотов, расположенных по маршруту передвижения.

Важное значение имеет методика обучения. В этом возрасте более целесообразно освоение маршрута по частям.

С тем, чтобы упорядочить такое обучение, учителю по ориентировке по каждому маршруту следует составить обучающую программу, в которой были бы представлены своего рода алгоритмы, включающие отдельные элементы (части) маршрута с подробным описанием имеющихся на этом участке маршрута ориентиров-предметов. Только после овладения предыдущей частью можно переходить к освоению следующей и т. д. до тех пор, пока не будет освоен весь маршрут.

Наряду с ориентированием по направлению пути и по предметам, находящимся вдоль маршрута, большое значение при передвижениях по школе следует уделять таким факторам, как покрытие пола (линoлeyм, ковровая дорожка, дерево и т. п.), характерные запахи (столовая, мастерская, туалет и т. п.), температура окружающей среды (в переходных галереях, например, темпёратура воздуха, как правило, ниже), звуки (из спортивного зала, музыкальной комнаты и др.).

При обучении ориентировке наряду с непосредственным обследованием осваиваемого маршрута необходимо использовать макеты этажей школы. Кроме того, в школе должны быть изготовлены «карты-пути» наиболее значимых для слепых младших школьников маршрутов в здании школы. Использование таких макетов не только облегчает процесс обучения, но и, что не менее важно, способствует формированию у детей навыков работы с картой, развивает пространственное мышление, обеспечивает подготовку детей к освоению в дальнейшем более сложных маршрутов в условиях города.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: